«Шилка» на пьедестале

Люди, годы, жизнь; Пятница, Май 14, 2010

ШилкаВ преддверие 65-летия Великой Победы  на Ярославском шоссе, у стен ОАО «Метровагонмаш» и возрождённого в ранге его «дочки» Мытищинского машиностроительного завода (ММЗ) открыт памятник знаменитой боевой машине ЗСУ-23-4 «Шилка»…

Алла УРАЛОВА

Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА

Первые серийные образцы «Шилки» были созданы на Мытищинском машиностроительном заводе в 1960-е годы под руководством выдающегося конструктора Николая Александровича Астрова. Более сорока лет он возглавлял заводское ОКБ-40 и создал особую «астровскую» школу конструирования — её отличали нестандартность технических решений, высокая степень надежности машин, минимальными затратами при их эксплуатации.
Конструкторские решения Астрова на десятилетия опередили своё время. «Шилка» до сих пор стоит на вооружении, как в российской армии, так и за рубежом.
Шилка
Заводчане решили установить памятник знаменитой самоходке и тем самым почтить память старшего поколения, которое самоотверженно трудилось во имя Победы. Именно тогда на мытищинском заводе было организовано КБ и создано военное производство, выпускавшее самоходные установки СУ-76 и СУ-85.

Работа над памятником началась в январе 2010 г. Своими силами сотрудники завода спроектировали постамент, разработали дизайн-проект и рабочие чертежи, восстановили утраченные узлы машины. Литейщики изготовили мемориальную доску, посвященную Н.А. Астрову, – её вмонтировали в пьедестал.ШилкаНа митинге в честь открытия памятника  выступили генеральный директор ОАО «Метровагонмаш» Андрей Андреев, глава Мытищинского муниципального района Виктор Азаров, бьвший директор ММЗ Владимир Донсков, глава городского поселения Мытищи Александр Казаков,  ученик Астрова конструктор Владимир Курышев.
Шилка
А.М. Казаков подарил заводу только что вышедшую из печати книгу «Герои земли Мытищинской», в которой есть страницы, посвящённые Н.А. Астрову.

«Шилка» в Рио де-Поливно

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора
Фото танка Т10М – с сайта gspo.ru

ШилкаПервое моё знакомство с «Шилкой» состоялось в 1969-м на полигоне под Ульяновском. В то время там находился танкодром УГВТКУ им. В.И. Ленина, в котором после Московской кадетки я отучился один год, после чего со своим 5-м взводом отправился в Самарканд, в только что созданное  (в пику агрессивным планам Китая!) танковое училище. Полигон назывался «Поливно» — по соседствующему населённому пункту. Теперь в интернете встречаются разночтения. Но курсачи называли его не иначе как «Рио де-Поливно».
Из моих стихов тех лет:

Мороз или сплошные ливни —
всё также в Рио де-Поливно
курсанты к мамам не взывают.
Моторы бешено взревают.
На танкодроме в грязь и стужу
они выматывают душу,
да только вымотать не могут…

Те же полигонные ухабы наряду с нашими танками практически постоянно «бороздили» боевые машины  — двухпушечная ЗСУ-57-2 и  ЗСУ-23-4 со счетверённой пушкой «Амур».
Первая машина – более мощная по виду, почему-то периодически стреляла на ходу одиночными. В белый свет, как в копеечку. А вот огонь «Шилки» — как по воздушным целям (впрочем, чисто виртуальным), так и по наземным (здесь уже по мишеням) производил на нас ошеломляющее впечатление.  Море огня!
Наземная мишень в этом огне как будто растворялась. Для нас это было тем более удивительно, что ту же самую 23-мм авиационную пушку  мы использовали  в качестве «вкладного стволика» — как на средних «полстапятках», так и на тяжёлых танках Т-10М, своим «щучьи носом» напоминавшие ИС-3.
Т-10М
Мы были «средневики», но для ознакомления стреляли и с 50-тонных «тяжей» — не только из 122-мм пушки, практически не знающей промаха, но однажды даже из мощнейшего пулемёта КПВТ, которых на танке было аж две штуки!  Этот пулемёт мы продолжали изучать и в СВТКУ, но стрелял – тоже ознакомительно – из своего ДШК…
Куда потом все эти «Тэ-десятые» исчезли – непонятно. В училище было несколько курсантских рот «тяжеловиков» — довольно рослые ребята, многие из них – кадеты. Мы думали, что и машины эта им подстать – просторная. Но оказалось, что свободного места в Т-10М меньше, чем в среднем танке. Например, в «исходном положении» башни с мест командира и наводчика на место механика – я специально это проверил! — пролезть нельзя…
Шилка
Иногда во время учений  ЗСУшки непреднамеренно появлялись в боевых порядках «красных» или «синих», и мы гадали, за кого  они воюют. А это их – по своему плану  — испытывал Ульяновский механический завод (УМЗ).
Не помню, изучали ли мы в СВТКУ по «матчасти» агрегаты «Шилки». Но точно помню, что ни одной такой машины, как и вообще ЗСУ в училище не было. Вообще-то это странно. Военный ВУЗ приравнивался к дивизии, хотя танков в нём было не больше, чем в полку, считая немалое число легендарных Т-34. Должен же нас был кто-то прикрывать в случае войны. И – наши гигантские склады боеприпасов!..
Очередная встреча с «Шилкой» произошла уже в моём 333 танковом полку Краснознамённого САВО, где я командовал взводом  с осени 1973-го по  зиму 1978-го.
Где-то в середине этого срока в полку началась замена техники. Танки, правда, приходили старые Т-55 после капремонта, слегка модернизированные. И то хлеб! Приехав в полк, я обнаружил прежде невиданные Т-54 с башней от ещё более древней машины и – о, ужас! — без стабилизатора!
После любимого Т-62 с её отличным стабилизатором «Метеор» стрелять пришлось учиться заново…
Пришли в полк и две «Шилки» с только что изобретённой им «в помощь» машиной управления средствами ПВО «Овод». Таким образом, полк обзавёлся своей зенитной батареей, а у батареи появился молодой командир. Утром он выгонял машину из ангара, активировал башню и  запускал в дело локатор. Помню, я заглядывал внутрь  машины, но что там увидел, давно из памяти испарилось.
И теперь о несостоявшейся встрече.
ММЗ
После увольнения в запас я пришёл в отдел кадров ММЗ напрашиваться в водители-испытатели. У меня была, хотя и не оформленная, как положено,  категория механика-водителя  второго класса. Но меня не взяли, как до этого матросом на траулер, — по причине «наличия высшего образования».
В начале 2000-х, когда заказов на военную технику у завода практически не было, мне показывали сборочный цех, где, помнится, стояла «Тунгуска». Возможно, там же находилась и «Шилка», которую теперь установили на пьедестал…
Безусловно, главные конструкторы проекта «Шилки» — сначала  Виктор Пеккель (ЛОМО), а затем Николай Астров (ММЗ) с товарищами  создали  прекрасную боевую машину. Воюя в 1973-м в войсках Сирии, она сбивала израильские истребители-бомбардировщики «Фантом».
В Афгане талибы прозвали машину «шайтан-арба» и разбегались при первых звуках  выстрелов по их наземным позициям. Там же было придумано такое новшество. РЛС с машины снималась, а боекомплект увеличивался вдвое – до 4000 выстрелов. Действительно, что такое 2000 снарядов при скорострельности 3400 выстрелов в минуту?!
Шилка
И сегодня «Шилка» — эффективное оружие при условии его грамотного применения. Наш ММЗ уже её не выпускает, а УМЗ – модернизирует. В частности, машина оснащается новой системой управления огнём и пусковыми установками для зенитных ракет «Игла».

Tags: , , , , , , ,

3 комментария to “«Шилка» на пьедестале”

  1. 3600 ВЫСТРЕЛОВ В МИНУТУ, С 4 СТВОЛОВ, 2-3 ВЫСТРЕЛА БЗТ ПРОБИВАЛО САУ 100 НА РАССТОЯНИИ 1,5 КМ НАСКВОЗЬ.25 ЛЕТ ПРОШЛО, ДО СИХ ПОР СКУЧАЮ ЗА 462.

    #9095
  2. Виктор Чаркин

    Мы всё ещё за них скучаем…

    #63186
  3. глаВВред

    А в Сирии сегодня всё ещё воюет её славная предшественница ЗСУ-57-2.

    #92119

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит