Писатели «во стане русских воинов»

Народная война, Проза; Среда, Сентябрь 9, 2020

Владимир ИЛЬИЦКИЙ Фото: автор

Конб Маршала Победы смотрит в сторогу ярмарки

Безусловно, и накануне 75-летия Победы и непосредственно в юбилейный год книги о войне у нас издавались и переиздавались – как художественные, так и историко-документальные.

Но самый существенный вклад в то, чтобы «ничто не было забыто и никто не забыт», а, следовательно, в тот самый патриотизм, о котором у нас толкуют ежедневно с утра до вечера, внесло издательство «Молодая гвардия». Почему? Потому что это гвардия, а гвардия не сдаётся!..

От Мангежа до самых до окраин…

В день моего посещения 33-й Международной книжной ярмарки (ММКЯ) 4 сентября с утра очередь к столичному Манежу выстроилась чуть не до самой гостиницы «Москва», то есть теперь, пардон, Four Seasons Hotel. Никакой социальной дистанции никто не соблюдал.

Всё же есть ещё у нас читающие люди, хотя на ярмарке один из хронических книгочеев признался мне, что в его семье только он «не может без книги». «Раздал библиотеку детям, а они связали книги стопочками и вынесли на контейнерную площадку для мусора. На мои сетования отмахнулись: мы же не выбросили их, а поставили аккуратно», — пожаловался незнакомый посетитель ММКЯ.

Столкнулись мы с ним на втором этаже Манежа, на пресс-конференции сразу троих авторов книг о войне, участников проекта «Молодой гвардии» («МГ») «К 75-летию Победы. ЖЗЛ: Великая Отечественная».

С военным писателем Сергеем Михеенковым, автором знаменитой трилогии о маршалах Победы, я знаком, и специально подгадал к пресс-конференции, чтобы он подписал мне свою новинку «Герои Курской битвы». На мой вопрос, какая это по счёту книга, Сергей Егорович ответить затруднился.

Мой выбор объясняется не только личным знакомством с автором. В этом году я написал ряд статей о мытищинских фронтовиках. Среди них были и участники Курской битвы.

К тому же с одним из них – поэтом Анатолием Головковым (В сорок третьем под Понырями / Враг пытался в смертельном бою / Бронированными кулаками / Выбить русскую душу мою…) я дружил, мы вместе занимались в литературном объединения им. Дм. Кедрина, соседствовали в коллективных сборнках, выступали на городских предприятиях и много чего ещё…

Каждому действующему лицу в книге Михеенкова посвящена отдельная глава. Здесь и всем известные генералы, и мало кому известные сержанты. Отдельная глава посвящена фактически смертникам, артиллеристам – истребителям танков, гвардейцам, полковнику, лейтенанту, старшему сержанту и ефрейтору.

Вторым писателем был Николай     Карташов, автор книги о павшем на войне генерале, герое Советского Союза, талантливом полководце Николае Ватутине. Ранее у Николая Александровича в серии ЖЗЛ вышли книги о художнике Иване Крамском и философе Николаю Станкевиче.

У сына легендарного комдива, дважды героя Советского Союза Александра Родимцева (первая Золотая звезда – за Испанию!) Ильи Родимцева в ЖЗЛ вышла книга «Герои Сталинграда» (в соавторстве со Светланой Аргасцевой), тогда как в прошлом году – «Адмирал Лазарев». «Это тот Лазарев, который открыл Антарктиду», — поспешил напомнить мне писатель в момент нашего знакомства. 

В 2016 году издательство «Вече» выпустило его книгу «Генерал Родимцев. Прошедший три войны». И. как я понял, «МГ» попросило Илью Александровича расширить ту часть биографии отца, которая относится к эпохальной Сталинградской битве.

Ведущий пресс-конференцию, уточнив, что в проекте было издано 15 книг, первое слово предоставил известному историку, редактору многих книг «МГ» Константину Залесскому.

«Серия ЖЗЛ такова, что внутри себя содержит серии ещё не родившиеся», – отметил Залесский, приведя в пример уже состоявшуюся «маршальскую серию» Михеенкова. По его мнению, нужно представить читателю не только «военачальников первого ранга», но и простых людей, внёсших вклад в нашу Победу. В «Героях Сталинградской битвы», сказал он, уже объединены судьбы высшего комсостава и рядовых бойцов.

Как я уже отметил, тот же принцип использовал в «Героях Курской битвы» Михеенков. Мне же Сергей Егорович рассказал о трудностях поиска нужной информации о конкретных личностях, скажем так «не самого высокого ранга». Зачастую о них вообще ничего не известно.

Посетовал Залесский и о том, что не вышла планировавшаяся в «МГ» книга «Освобождение Донбасса». Автора, который «последние три месяца не выходит на связь»,  он не назвал, но, возможно, это известный писатель Михаил Жорохов, автор книги «Битва за Донбасс. Миусс-фронт. 1941 – 1943».

Меня в ней, в частности, интересовали описания действий 4-го гвардейского мехкорпуса, 36-й гвардейской танковой бригаде которого при прорыве Миусс-фронта в августе 1943 года был придан 516-й огнемётно-танковый батальон, в котором воевал мой отец…

Далее писатели поочерёдно ответили на три вопроса, заданные ведущим. Много ли, по их мнению, книг издаётся сегодня о войне? Нужно ли издавать для нашего читателя мемуары офицеров вермахта? Заметна ли востребованность в книгах о войне со стороны государства?

Более подробно я остановлю на первом вопросе, считая, что при кажущемся обилии книг именно народный характер войны явлен далеко недостаточно.

Если и много издаётся книг о войне, то, подтвердил моё ощущение Михеенков, далеко не все они привносят в наши знания о войне и фронтовиках нечто новое. При этом он уверен, что по дороге, «набитой «Молодой гвардией» книги, «ещё не написанные», обязательно придут.  Их важность, по мнению Сергея Егоровича, ещё и в их прикладном значении.

Когда берётся конкретная битва с главами о её героях, «картина собирается вместе». Сегодняшний же интерес к военной теме он считает «всплеском победного интереса». К сожалению, поддержать этот всплеск пока не может смелость открытия архивов, хотя смелось издательств – уже может!

По мнению Родимцева, «книжный охват» должен быть шире – в целом о Второй Мировой войне. Те книги, что издаются сейчас – скорее исторического и стратегического характера, тогда как более нужны – о непосредственно сражавшихся людях. Предложение «МГ» написать книгу о героях Сталинграда стало для Ильи Александровича неожиданным, но и – написать об отце – почётным. Тем более, не только об отце.

На семь человек – десять звёзд героев Советского Союза — вот одна из характеристик, которую дал своим, грубо говоря,  персонажам Родимцев. Но ведь это Исторические Персонажи, реально повлиявшие на ход войны, а, значит, всей Истории, как таковой.

Между тем, ни Родимцев – командир прославленной 13-й гвардейской стрелковой дивизии, ни все другие комдивы, дравшиеся в Сталинграде, звания героев за это сражение не получили. «Гвардейцы Родимцева гордились, что их командир (в отличие от других) – герой», сказал писатель. Кое-кто из них, по его словам, просил командарма Василий Чуйкова переправить свой штаб за Волгу, но ни Родимцев, ни ещё четверо комдивов, по словам самого Чуйкова, с такой просьбой не обращались.

Думаю, они понимали: подчинённые им бойцы и командиры такой «отход на заранее подготовленные позиции» воспримут отрицательно.

По словам Николая Карташова, герой его книги был ранее обойдён писательским вниманием. Книга же, изданная о Ватутине в 50-е годы (тоже в «ЖЗЛ»!) «непонятно как написана: то ли о руководителе государства Хрущёве, то ли о выдающемся полководце Николае Ватутине, с которым связаны многие наши блестящие победы»».

Писатель напомнил, как Николай Фёдорович стал командующим Воронежским фронтом в июле 1942 года. Сам, что было невиданно, попросил эту должность у Сталина. Вождь был удивлён, но назначение состоялось, благодаря поддержке генерал-полковника Александра Василевского.

Свою задачу Карташов обозначил, как желание донести до нынешней молодёжи правду о тех, кто одолел коричневую чуму. Необходимо также, по его словам, защитить доброе имя полководца, над памятью которого сегодня глумятся на Украине.

Мнение всех писателей о необходимости публиковать воспоминания наших противников (оккупантов!) достаточно близкое. Но Михеенков считает, что они должны быть грамотно откомментированы нашими специалистами. «Прежде чем выпускать книгу, нужно внимательно посмотреть, что её автор делал на войне», — сказал Родимцев, резонно заметив, что и наши книги в таком  случае должны издаваться за рубежом.

Карташов же зашёл с несколько другой стороны. Его герою генералу Ватутину в книге противопоставлен знаменитый немецкий военачальник генерал-фельдмаршал Манштейн, и автор «по определению» не мог не ввести в книгу его оценки сражений.

По поводу государственного интереса к книгам о войне мнения писателей тоже оказались достаточно близки. Какой-то особой востребованности нет, но если бы это дело было «сверху» поставлено на поток, оно тотчас бы обросло «своими» людьми с их групповыми интересами.

А вот на региональном уровне  интерес мог бы проявляться более заметно, как, например, случилось с недавно вышедшей книгой Михеенкова «Федюнинский».

Я, было, решил, что столь мудро поступило руководство Свердловской области, откуда родом прославленный генерал, заказало книгу. «Их земляк, деревенский житель и в то же время удивительная личность, он им нужен!», — с заметным воодушевлением  отметил Сергей Егорович.

На самом же деле, мудрее оказалась знаменитая «Транснефть», её сибирское подразделение. Во-первых, компания поддержала писателя грантом, затем оплатила тираж «Молодой гвардии» и значительную его часть забрала для распространения в Тюменской области, в том числе для выступлений Михеенкова перед читателями в библиотеках и учебных заведениях. Как раньше говорили, страна должна знать своих героев!..

Да, а какую дарственную надпись сделал Михеенков для меня на «Героях Курской битвы»? Секрета нет.

«Владимиру на память – о наших отцах! С. Михеенков. 4.09.20 г. Москва». Думаю, в какой-то мере под нашими отцами он подразумевал не только тех самых, родных, единственных, но и героев, как известных нам, так и неизвестных, награждённых и обойдённых наградами, павших и выживших, стоявших насмерть по всем фронтам – от Кавказских хребтов до Северных морей.

Tags: , , , , , , , , , ,

Один коментарий to “Писатели «во стане русских воинов»”

  1. глаВВред

    Большущий пост-релиз книжного шоу ни словечком не обмолвился об этой теме…

    #127756

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит