Потому, потому что мы — космисты!..
В пятницу, тринадцатого в мытищинской районной картинной галерее открылась выставка работ художника Виктора Захарова. Мистический день — все, кто от мира сего, боятся, остальные — празднуют!..
Анна ГОРБАЧЁВА
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Ёмкое слово «космист» лично я впервые услышала именно на этой выстаке. Оказывается, так называют художников, отражающих в своём творчестве тему покорения космического пространства.
В случае Захарова термин следует понимать двояко. Тема бесконечности вселенной и героической эпохи первых космонавтов вдохновляет художника с юных лет, его работы есть в мемориальном музее космонавтики на ВДНХ, его хорошо знают в Российской академии космонавтики имени Циолковского, в институте истории естествознания и техники РАН.
Но это только одна из любимых тем мастера, вторая – внутренний космос, и уж тут открывается необозримый простор для сюжетов и средств выражения. Скульптура в сочетании с отлитыми из металла авторскими поэтическими текстами, мощная графика всех возможных видов, от классической чёрно-белой до близкой к живописи цветной, инсталляции – опять же с текстами, фотографиями, предметами быта.
Виктор Захаров человек принципиально свободный и вопиюще театральный, нежный и хулиганистый…универсально праздничный.
Выставка в обширном пространстве большого зала районной картинной галереи построена как автобиографический спектакль, действие разворачивается от полотна к полотну, через стенды с газетными вырезками, архивными фотографиями и почётными грамотами.
Наверное, в наш виртуально общедоступный век выставочное пространство и должно быть таким – живым, как музыка в концертном зале, без всякой там фанеры и без ложного академизму.
Молчаливый моноспектакль был назван автором «Апология времени». На церемонии открытия выставки муза художника (это человек из плоти и крови, филолог и искусствовед по имени Наталья Троянцева) объяснила смысл названия как «непомерную хвалу» этой непостижимой субстанции.
Возможно, но для меня куда важнее второй смысловой оттенок – защита, оправдание. В словаре сказано: «предполагается, что объект апологии подвергается внешним нападкам».
Вот уж с чем не поспоришь – время, на которое пришлись годы расцвета Захарова, — не клеймит позором только ленивый. Застой и перестройка, а после пресловутые лихие девяностые, которыми нас так пугают современные ПиаРассы.
Дети услышат, подумают, что жили мы и вовсе беспросветно. Поэтому на выставку в картинную галерею прямой смысл идти семейно, чтобы отпрыски убедились, что не так уж всё было и мрачно. Возможно даже, слегка позавидовали бы предкам, умевшим так вкусно вянуть и жизнерадостно стенать под гнётом обстоятельств.
Как скульптор Захаров весьма мастеровит, свободное владение техникой делает его работы гармоничными и лёгкими не в ущерб монументальности. Будь то сделанный на заказ многопудовый барельеф вождя или замечательная серия памятных медалей для яхт-клуба.
Где убедительная скульптура – там и хороший рисунок. Смотреть на перьевую графику Захарова – одно удовольствие.
Понравились иллюстрации к книге «Остров Мусорного Христа». В принципе, можно даже тексты не читать: листы иллюстраций живут своей жизнью, у них своя семантика. Похоже, Виктор из тех, для кого и слово, и линия, и цветовое пятно – равноправные носители информации. Космической, если угодно.
Возможно, поэтому, с живописью в классическом понимании у художника несколько более сложные взаимоотношения. Большие цветные планшеты с философскими названиями в моём представлении всё-таки ближе к графике.
С инсталляциями отдельная песня. Не то, чтобы для местной публики это жанр совсем уж непривычный, дело в другом. Чем шире круг предметов и материалов, которые ты втаскиваешь в объект, тем выше риск того, что он оставит у зрителя ощущение композиционной небрежности. Хотя в теории возможно всё.
Гвоздём программы, стала, конечно, композиция под названием «Трусы Мишки Фридмана». Весёлый эпатаж? Не только. Я лично знаю филосова, вдохновившего художника на создание сего шедевра.
И самое удивительное в том, что богато украшенное орнаментами исподнее на бельевой верёвке действительно отражает характер главного героя. Так что – улыбайтесь! Приходите в картинную галерею и становитесь соучастниками этого праздника жизни.
Над Атлантидой воспаряя
Владимир Ильицкий
Фото автора
«Неповторимые образы красоты» – так охарактеризовали сотрудники Мытищинской картинной галереи выставку художника Виктора Захарова, говоря о нём также как о скульпторе и поэте.
Многие эти определения не то, чтобы не соответствовали действительности, просто они далеки от того, чем Захаров на самом деле занимается. Ни в коем случае не копируя действительность, он старается дать ей художественное определение.
Техника и используемый материал – вторичны. На первом месте – идея: окружающий нас мир, женщина, космос, цветок – не такие, как кажутся, поскольку главное своё предназначение – скрывают.
Ну ладно, относительно космоса – в основном он у Захарова изваян из металла – такая «скрытность» понятна. А что насчёт женщины?
Все работы, говорилось на открытии выставки – как правило, это ню – посвящены Музе художника. Даже имя назвали – Наталья Троянцева.
Но это ведь слишком простое объяснение, лежащее на поверхности. А Захаров не из тех, чтобы ни копнуть глубже. Его Муза отнюдь не позирует в неглиже и так и этак. Она выходит к зрителю (в зрительнице, что вернее) с призывом: стань музой для своего художника!
Троянцевой, конечно, легче, чем другим. Она – человек с поэтическим мировосприятием. Честно говоря, меня удивили некоторые её стихи – из тех, что прикреплены к полотнам Захарова. Обычно, в попытке создать некий сложный образ, она перегружает свои произведения эпитетами «не от мира сего».
Стихи же «картинной» тематики – от этого перегруза свободны.
Захаров выступать перед публикой отказался, доверив приветственное слово Троянцевой. Тут Муза вознесла своего Художника в заоблачные выси: он-де гений, а «экспозиция такого масштаба представлена в Мытищах впервые»…
Так и хотелось ответить строчкой поэта: «Всё это было, было, было – свершился дней круговорот…»
Название выставки «Апология времени» тоже не бог весть какое новое, к тому же – это также «перегруз». Да и можно ли вообще «неумеренно восхвалять» время, то есть «скорость протекания процессов»?
Нужно было бы и в названии и во вступительных речах — выявить особость, тем более, что она присутствует явно. Скажем, назвать выставку «Донырнуть до Атлантиды». Она ведь тоже есть (пускай только в нашем создании), но – скрыта.
Захаров изобразил «Атлантиду-сити» и себя (возможно) – маленьким, но бесстрашным аквалангистом.
Мы мало что видим на поверхности моря, но стоит только нырнуть… «Там силуэта зыбкие растений и мачты затонувших кораблей» — сказано, кстати, о… подобных морю глазах любимой женщины.
Что мы видим ЗА красками на холсте и ЗА словами стихотворения? Что там скрыто, но маячит?..
Открытие выставки посетили многие наши творческие личности. Некоторые даже успели на товарищей накляузничать и меж собой переругаться. Как же без этого.? «У поэтов есть такой обычай – в круг сойдясь, оплёвывать друг друга».
Мне ближе по душе оказались инсталяции Захарова. Как плоскостные , на картине, и тем более объемные. Глядя на объемные инсталяции, я прямо видел как они «дигаются, жужжат, крутятся и возможно, даже, булькают». Особенно инсталяция Атлантида. Не утерпел, написал ему об этом на большом листе отзывов.))
Ребята! Спасибо всем огромное! И статьи — обстоятельные, умные,максимально объективные; и фотографии на высшем уровне профессионализма! Любое серьезное издание позавидует. И ссылки дать — одно удовольствие!
С огромным уважением, Наталья Троянцева
Какая муза, такие и «шедевры»
А «стихи» пиитессы Троянцевой вообще чушь несусветная!
Согласен с Sergej’ем, думаю, это от «перегруза», завышенного самомнения «пиитессы», стремления «выдвинуть» себя любой ценой.
Впрочем, автор очерка на то и намекает: «Понравились иллюстрации к книге «Остров Мусорного Христа». В принципе, можно даже тексты не читать…»
Если муза и музон в самом деле претендуют на нечто, то их обоих в пору поместить в специальное медицинское учреждение.
Без вариантов.