Интервью на День Журналиста (Радио Мытищи)

Люди, годы, жизнь; Четверг, Июнь 8, 2023

(продолжительность около 13 мин) Ведущая Татьяна Романова-Настина. Фото Из архива Владимира Ильицкого

Все мы помним одно из наблюдений эпохи социализма: в «Известиях» нет правды, в «Правде» — нет известий. И всё-таки, почему, именно в советскую эпоху, читатели искренне ждали и «Правду», и «Известия», и местную районку.

В чем же был секрет народной любви к журналистике и журналистам? Скорее всего, дело в высоком профессионализме журналистов, в их глубоких знаниях публикуемых тем, в освещении проблем, которые часто решались намного быстрее именно после газетной публикации.

Сегодня у нас в гостях Заслуженный работник печати Московской области, восьмикратный лауреат профессиональной премии «Золотое перо», дважды лауреат литературно-просветительской премии им. Дм. Кедрина «Зодчий», журналист, писатель и поэт – Владимир Ильицкий.

— Первый наш вопрос. Владимир Соломонович, как вы прошли в журналистику?

— Случайно. Будучи командиром танкового взвода в 333-м танковом полку в славном городе Сарани Карагандинской области начал писать о своих сослуживцах, которые на мой взгляд были образцовыми офицерами, в окружной газете Краснознамённого Среднеазиатского военного округа «Боевое знамя». Но вообще-то, ещё когда я учился в Самаркандском танковом училище, посылал заметки в газету «Фрунзевец» Туркестанского военного округа. Особенно много – о футболе. Мне даже посчастливилось играть в сборной училища против ЦСКА.

Конечно, вся эта мелочёвка никаким боком к журналистике не относится. Журналист ездит, встречается с людьми на предприятиях и должен в этом деле что-то понимать. Это главное, что есть в журналистике и главное, чего в ней не хватает. Я бывал на разных пресс-конференциях, в том числе федерального уровня. Журналисты не могут задать вопрос. Пытаясь его задать, они начинают о чём-то долго рассказывать. То есть нужно уметь общаться с людьми и задавать вопросы, которые тебя интер6суют, и ты понимаешь, что тот или другой вопрос на сегодня наиболее значимый.

— В вашей практике люди охотно шли на контакт?

— Охотно на сто процентов. Бывают случаи, что человек относится к журналисту с недоверием. Люди высокого уровня образованности. У меня была встреча с одним конструктором, настроенным, как было заметно, отрицательно. Я ему задал какой-то вопрос, от которого, как рассказал потом мой фотограф, у конструктора загорелись глаза, и он активно включился в беседу.

— Можно ли сказать, что журналист должен быть специалистом во многих сферах?

— На мой взгляд, разбираться в экономике он должен обязательно, понимая, почему у этих система работает, а у этих не работает. Как правило, специалисты честно признаются, почему у них то или иное состояние дела.

— У каждого журналиста есть направление, которое ему ближе всего. Какое ближе вам?

— Основное – экономика, но я очень много, например, работал с образовательными учреждениями и школами, техникумами, вузами, курсами повышения квалификации. Единая тема – подготовка специалистов. Сейчас стали правильно делать: не просто рассказывать о той или иной профессии, а в классе с техникой, на которой люди сразу начинают работать.

— Есть редакционное задание. Вы приходите, а это сфера, например, космическая или лёгкая промышленность, крайне неизвестная. Как выходить из таких ситуаций?

— Это промышленность, там те же самые станки, там работают те же технологи и конструкторы. Я 15 лет отработал на заводе, год в НИИ высокого уровня и 5 лет в бизнесе. Тогда были разные программы, для ИТР в том числе – так называемая ротация: все ИТР должны пройти через все заводские службы. Я не умею работать на токарном станке, но знаю людей, кому какую работу можно поручить.

— Как вы пришли в газету «Родники»?

— Мы закрыли фирму, и я сидел дома без работы. Пришёл друг, хорошо известный Владимир Хабловский, которого я считаю лучшим писателем в Мытищах, и говорит: «Ты чего сидишь? Там конкурс по твоей экономической тематике!» Пришёл в редакцию. Мне дали три задания: о работе местной администрации, о молочной кухне, где какая-то мамочка обнаружила в бутылочке с молоком таракана, в чём надо было разобраться, и третье – на выбор, это самое простое – я написал критическую статью о разногласиях руководства предприятия с его работниками. Все эти вещи опубликовали. Меня пригласили. Со временем заместитель главного редактора Тамара Мелентьева, которая должна была читать все наши тексты, мои не читала. Спрашивала: «Политика есть». «Нет!» Она подписывает: «В набор».

— Сколько лет вы там проработали?

— 22 года. Можно было бы ещё поработать, не начнись так называемые реформы, которые непонятно какую цель преследуют относительно прессы.

— Были периоды, отличавшиеся высоким уровнем советской журналистики. Можете сравнить нынешнюю подачу информации и ту, которая была во время вашей работы?

— Мне трудно сказать, каков сегодня уровень подачи информации. Если беру какое-то издание, смотрю, что в нём об экономике. Все сферы на неё же и работают. У нас был высокий уровень. Главный редактор Лилия Курскова закончила МГУ, Лена Ткаленко – ЛГУ с отличием, если не с золотой медалью, Валера Зудов – журналист с большим опытом и столь же опытный верстальщик. Очень много было различных мероприятий, вплоть до международных яхтенных гонок на Пироговском водохранилище, где мы пытались взять интервью у победителя прямо на воде. С управлением экономики и представителями из области объезжали предприятия, знакомясь с их деятельностью и даже с тем, каков у них порядок вокруг предприятия. Это было очень интересно.

Иди тот же ММЗ, когда он отделился от Метровагонмаша. Когда встречался с его директором Игорем Щедровым, всегда начинали разговор с графика: ноль продукции, а затем всё выше и выше… Всегда, когда срочно нужна была производственная статья, звонишь ему, и никакого отказа, на проходной пропускают, практически всё на производстве показывают.

Когда-то ведь в Мытищах был Клуб директоров, где вместе с главой района решались очень многие вопросы. Как правило, все директоры были и депутатами, и это правильно почему? У завода есть техника, у него специалисты во всех сферах деятельности. Пришёл избиратель, у него проблема в квартире или в гараже. Директор вызывает специалиста, который способен решить проблему. Так же действовал, решая проблемы района, Клуб директоров, всегда приглашавший прессу.

— Есть такие материалы, которые помнишь всегда, которые имеют особенную значимость?

— Серия статей к 60-летию Литобъединения им. Дм. Кедрина. Кого я знал, ещё старую гвардию, я со всеми встретился и написал о каждом. Журналист должен уметь всё. Стихи сочинять в том числе. В газете постоянная проблема центрального блока, какую фотографию ставить. Я всегда предлагал: берите любую хорошую фотографию, чтобы она привлекала внимание, ведь фактически это реклама газеты. А мы «под это» напишем. «А слабо в стихах?», — спрашивает Лилия Павловна. Нет, не слабо. И мы создали целый сериал центральных блоков со стихами.

— А до этого времени вы писали стихи?

— Стихи начал писать в 15 лет, в тот год, когда поступил в Московское суворовское военное училище. До сих пор не могу остановиться. Сейчас вот перечитываю «Фауста» Гёте со всей его античной несуразицей и сочинил об авторе такое стихотворение:

У поэтов своевольные сердца.

Закаляют и оттачивают слог!

Юный Гёте дёру дал из-под венка,

на страдания любимую обрёк.

Что стихи,

            когда не тот же птичий свист?

Плюс – рифмовкой раздуваемая спесь.

А ведь был уже он, кажется, юрист,

и теперь к нему с укорами не лезь.

Скучновато в мире этом обжитом?

Признавать вину негоже без вины.

Фауст, тем ли ты торопишься путём?

Мефистофеля в тебе черты видны.

Но в науках он ещё покажет класс.

По Сицилии – закрутит оборот.

Для театра же такой исполнит фарс –

всем великим драматургам нос утрёт.

Недостаточно для творчества ума.

Тут фантазия сгодится, миф и ложь.

«Фридерика! –

                 крикнул ветру он с холма, –

ты в стихах моих бессмертье обретёшь.

У меня написан большой сериал о поэтах. Может быть, не все знают, Твардовский терпеть не мог Есенина, хотя оба они гении. Я в журнал «Новый мир отправил стишок, где «Твардовский наш Гомер, а Вася Тёркин – наш Одиссей». Никакого отзыва не получил.

Твардовский не терпел Есенина,

страшась иного потрясения,

чем сам изобразить он мог,

железный выковавший слог.

У пишущих натура женская.

Печаль – с чего бы вдруг! –

                                     вселенская.

Но – сказочники в основном…

Намёк о ревности – замнём.

Поэты эти, тем не менее,

вершин непревзойдённых гении,

безотносительно к тому,

кто больше нравится кому.

Книг мною было составлено уйма, со счёта сбился. Суперположительную рецензию заслужила книга «Курсанты, мальчики, танкисты…» Я стал Лауреатом Всесоюзного конкурса им. Николая Островского. Получил премию, съездил на Кубу. Вышло ещё несколько книг, в том числе изданных за свой счёт, например, про огнемётно-танковый полк. В котором воевал мой отец.  Полк освобождал Донбасс на танках «Хабаровский комсомолец». Последние из них сгорели в боях под Мариуполем. Позднее на танках «Димитрий Донской» полк, освобождая Белоруссию, перешёл границу.

Земля донецкая под вражеским огнём.

Всей тучей НАТОвская техника в набеге.

Что там на фронте, ночь за ночью,

                                                 день за днём?

И что штабные накумекали стратеги?

В позиционных время тянется боях,

где шаг вперёд и два назад, как в анекдоте.

Так не нагонишь на врага смертельный страх,

и, что ни день, потери в собственной пехоте.

Все Академии, похоже, нам не впрок.

Не по теории на поле боя схватка.

Где Висло-Одерский

                            стремительный рывок?

Ведь вряд ли танков на Руси уже нехватка.

Журналистика… Думаю её значение непреходящее. Но если раньше кто-то пишет про экономику, кто-то про детские садики, сегодня нужно иметь полифоническое образование и уметь со всеми людьми разговаривать на их языке. Приходишь на встречу, ты должен задать конкретный вопрос, должен в этой сфере хоть что-то знать. Хорошая работа всегда должна быть трудной. Сел и что-то накарябал – это неинтересно.

— Нужно ли нам развивать бумажные СМИ или же пора, как сейчас говорят, «уйти в цифру»?

— Считаю, что печатная пресса должна остаться. И нигде в мире она, по-моему, не пропала.  Но нужно эти два направления развести: электронная занимается оперативными новостями, всякого рода опросами, печатная – сохраняет литературный уровень. Многие говорят: «Ни газет, ни книг печатных не читаю!»  Они не понимают радости, когда сидишь, скажем, с томом Толстого под цветущей грушей, и рождающимся при чтении мыслям подпевают птицы и шмели.

Tags: , , , , , , , , , , ,

Один коментарий to “Интервью на День Журналиста (Радио Мытищи)”

  1. Владимир Чижов

    Интересное интервью, увлекательное. И полезное — чуть ли не пособие для молодого журналиста. А сами-то вы где всему этому научились — неужели в Самаркандском танковом училище. Эх, жаль, кузница поэтических кадров осталась на не совсем дружеской территории. Создаётся впечатление, что вы на своих далеко не богатырских плечах держали словно Атлант тяжеленный свод. Ушли , покинули пост и здание рухнуло. Вот и это
    интервью, в целом жизнеутверждающее, закончили стихом возможно провидческие, но не внушающим оптимизма. Да танков хватает, но, глядя на гусеницы, задумываешься, а доедешь ли на них до Киева.

    #169023

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит