Над Гибралтаром властвует Скала

Путешествия; Вторник, Август 22, 2023

Владимир ИЛЬИЦКИЙ, фото автора

Над городом господствует гора…

Юрий Левитанский, 1994, 15 июня

Едем в Гибралтар – государство площадью менее 7 кв. км, неоднократно переходившее из рук в руки и до сих пор ожидающего своего возвращения в Испанию от загребущих англосаксов. Посетив это «чудо света» поэт, которого я считаю своим учителем, Юрий Левитанский, поделил свою жизнь на до и после.

В автобусе «сборная солянка»: три группы – немцы, англичане и русские, точнее англоязычная и русскоязычная. Украинцы при этом в пролёте – их европейский безвиз закрыл въезд в Гибралтар. У остальных, объясняют британцы знаменитого полуострова, «хотя бы есть шенгенская виза». А нынче и с шенгеном в Гибралтар не попадёшь.

А мы ещё мечтали о британской «печатке» в своей «краснокожей паспортине», но – увы. Паспорта у нас просто забрали, причём, пограничник в автобус даже не заглянул. Когда же на выходе документы выдавали – тут сверили чин чином.

В Ла-Линеа-де-ла-Консепсьон – городе на границе с Гибралтаром порядка 70 тысяч жителей, безработица здесь превышает 30%, поэтому столь желанная работа на британской территории «с возможностью контрабандного проноса товаров».

Памятник вблизи погранпункта мужчины с велосипедом, следующего на работу в Гибралтар – это памятник именно контрабандисту.

Поблизости – через Кампо-де-Гибралтар, утверждают «информированные источники», в Испанию и далее везде проникает марокканский гашиш. Его элементарно перевозят через пролив (14 км – в самом узком месте) на моторных лодках. Я был в Марокко, и никто почему-то мне гашиша не предложил, как, например, в том же Египте…

Пересекаем ВПП Международного аэропорта, которая ныряет в залив между двумя частями порта. Её длина всего 1400 м – самая короткая в мире для пассажирских лайнеров. Автобус пересекает её на зелёный сигнаал светофора. От аэропорта до городского центра –   полкилометра. Слева по курсу – вертикальные известняковые скалы с амбразурами на довольно большой высоте. Чуть далее – квадратная крепостная башня.

На довольно вместительном для небольшого города автовокзале остановка. Выходящих из автобуса встречает беспрерывное щёлканье фотоаппаратов. На обратном пути фотографы или их помощники будут предлагать «сувенирные» снимки нашего пребывания в Гибралтаре. Обычно творчество этих «фотокорреспондентов» низкого качества – больше половины их поделок не раскупаются.

Первая на пути в городской центр достопримечательность – две русские пушки – трофеи Крымской войны, где-то здесь должны быть ещё две такие же пушки из Севастополя, но самостоятельно я их найти не смог. Помятуя о том, что британцы неоднократно нападали на Россию, а мы ни них никогда, я в качестве «нате вам» укрепил на пушке свою книгу военизированной лирики «От Перловки до Берлина» с фотографией отца на обложке – именно в поверженном Берлине.

Поднимаемся далее на площадь Джона Макинтоша, богача и «очень публичного человека, поддерживавшего различные начинания». Важная достопримечательность площади – подземные общественные туалеты. Бесплатные.

Сквозь замыкающую площадь арку выходим на Таймсквер – основную городскую улицу. Кафе, магазины, народ гуляет, заметно, что в основном туристы. Для начала – группе даётся свободное время – сворачиваю направо. Фотографирую по пути наиболее интересные дома и узкие переулочки. Во многих домах окна снабжены «решетчатыми» ставнями. Некоторые дома с двориками, где большие керамические цветочные кадки украшены гербами. Среди домов прячутся церкви, естественно, англиканские.

Вот справа в переулке монумент, посвящённый гражданам Гибралтара и королевскому корпусу военных инженеров, отстоявших Скалу в 1704-м и в 1772-м. На символической белой скале, по-свойски опершись на мушкет, стоит солдат, осматривая проходящих мимо. В переулке напротив над Скалой солнце никак не может преодолеть густую утреннюю дымку. Но я надеюсь, когда мы туда наверх поедем, разведрится.

Бормоча «Если верить этим датам…», захожу в магазин 1887 года. Покупатели одежды есть и даже что-то примеривают. Чуть далее – поворот на Библиотечную улицу, также ведущую вверх к Скале. Слева – действительно книжный магазин, но он, кажется, закрыт. Следующий переулок – ещё более симпатичный – с цветочным кустом у первой входной двери.

Далее – площадь Конвента, похоже, одна из наиболее просторных. У административного здания – нарядные пушечки, дуло закрыто крышкой с гербом. Не постреляешь! Далее – за старинной церковью открывается вид на крепостные форты, а дорога двумя плавными поворотами ведёт меня сквозь бывшую оборонительную стену. Справа на стене крупно указано MAIN STREET.

Шагаю дальше. Солнце пытается пробиться сквозь набежавшие облака. У прохода-проезда сквозь стену – старинная пушка, установленная как будто на всякий случай.

Заряжалась она явно с затылочной части, как и вся современная артиллерия. У пушки мне позирует девушка из нашей неприступной Тулы!

За поворотом – мемориальной кладбище героев Гибралтара. Первая могила с мраморной плитой и комментарием принадлежит капитану Томасу Норману. Далее – два лейтенанта-артиллериста. Стенд со схемой захоронений определяет их сроки с 1788 года по 1814-й.

Через дорогу – явно переживший бомбардировку Южный бастион и дата 1540 год. Перед ним – в адмиральском мундире и пустым рукавом, прижатым к груди – фигура, причём, несколько смешная, прославленного в сражениях, в том числе на любовном фронте, Горацио Нельсона.

Без повязки на глазу, Нельсон опирается шпагой на ядро, вероятно, вражеское. Его взгляд устремлён одновременно на могилы моряков и на Скалу, всё ещё покрытую дымкой. Между тем за углом бастиона из-за стен выглядывают три этажа какой-то фабрики. Можно было подойти к её входу, пробитому сквозь бастионную стену, но я от этой мысли уклонился.

Шествую далее на подъём среди пальм, за которыми находится спорт-бар «Трафальгар» – прям-таки готовая «кричалка», тут же мной озвученная. Далее слева – Королевский Отель, напоминающий скорее промышленное предприятие. Тут я повернул обратно. Снова побродил по кладбищу и сфотографировал якоря для моей коллекции этих «артефактов» разных времён

Почти к полудню вышел на главную городскую площадь Великих Казематов, где располагается и полицейское отделение. Шум, гам, суета, выставка старинных автомобилей, похоже, стихийная, пушка при трёх артиллеристах в старинной форме. В бывших казематах 1817 года, нарядно выглядящих, – магазины.

Захожу в бывшую стеклодувную мастерскую с её макетом старинной обстановки и продажей современных стеклянных чудес: вазы, настольные лампы, бокалы и фужеры, много чего ещё.

Но пора было возвращаться к автобусу, теперь уже маленькому с русскоязычной частью группы. Он быстро выскочил практически на берег пролива, довольно пустынного. Гид между тем рассказывал, что воинский контингент Скалы, как правило, не превышал 5000 человек, хотя мог содержать и в три раза больше. На ближайшем повороте видим, что удивительно, водопад, извергающийся чуть ли не с вершины Скалы. Далее дорога ведёт вверх и ныряет в самый длинный на Гибралтаре тоннель.

Едва автобус останавливается, знаменитый гибралтарские макаки тут как тут. Некоторые норовят забраться в автобус. Другие ждут вкусненького от туристов.

Наконец мы на главной обзорной площадке с маяком, дотами, мемориалом генерала Владислава Сикорского (воевавшего с нами в 1920-м и погибшего у Гибралтара в июле 1943-го в авиакатастрофе) и «подаренной» мечетью Ибрагим аль Ибрагим.

Главная – самая большая пушка – которую я мечтал увидеть, оказалась заменена на не столь большую. «Самую-самую» вроде бы переставили в порт. Пушка стоит на поворотном круге и может разворачиваться на 360 градусов.

До африканского берега отсюда всего-то 40 км. Наблюдаю «родные места» – Королевство Марокко.

Отправляемся в пещеру Св. Михаила, над входом в которую выбита дата 1867. Из более 100 пещер Скалы она является самой крупной и к тому же «обжитой» в доисторический период. В целом – мощное явление!

Цвет освещения в ней то и дело меняется, чтобы, значит, позабавить публику. Интереснее всего – ядовито-зелёный.  Некоторые сталагмиты спилены – для показа их внутреннего «узорочья», которое зависит от состава горной породы. В самом низу – приличных размеров «театральный» зал со сценой и зрительскими рядами. Впрочем, имеется и амфитеатр. Поскольку сцена пустует, некоторые туристы начинают на ней позировать, сопровождаемые романтической музыкой.

Выход из пещеры не со стороны входа, а по специально прорубленному коридору в другом месте. Вперёд! – к свободе, к солнцу, к свету!

Провожаемые любознательными макаками, поднимаемся по Скале на более высокий ярус, откуда, как на ладони, виден африканский берег – как бы висящая в воздухе гора Тарик, носящая имя непобедимого арабского полководца, бербера по национальности, Тарика ибн Зияда, которому, собственно, принадлежала идея завоевать иберийский полуостров. Гибралтар в это время – начало 8 века – был вотчиной вестготов.

Далее по правую руку – практически весь город и порт, в проливе – длинномерные суда, которых не слишком-то много. Левее, если опять же смотреть в сторону Африки, почти на берегу видны высотные жилые дома. Не всем выпало счастье жить непосредственно на Скале!

Пускаемся теперь в обратный путь. Как-то более явственно видим аэропорт Гибралтара. Интересно было бы прилететь сюда на самолёте и прогуляться непосредственно к проливу. Но это, чем я обычно себя со вздохом подбадриваю, до следующего раза.

***

Мы, о британском штемпеле мечтая,

сюда проникли… Ну, не хитрецы?

Захват Скалы – задача непростая,

но справились бы наши с ней отцы.

От пушек севастопольских, как дара

правительства, чья память коротка,

Скалу в Марокко вижу с Гибралтара –

всего-то километрах в сорока.

Tags: , , , , , , ,

Один коментарий to “Над Гибралтаром властвует Скала”

  1. Марат Карачаров

    Прекрасный репортаж! Очень живой. Такое впечатление, будто сам там побывал, все потрогал и опробовал (в первую очередь WC). Осмотрел пузатую пушку со всех сторон, но не нашел затылочную часть. Наверное, имелась в виду — казённая.
    Жаль, что вы обошли вниманием приземистый белый кабриолет на стоянке. А ведь это знаменитая фирма MMC (Morgan Motors Company), машина миллионеров. И соответствующая цена. Изготавливается вручную, рама — деревянная, из ясеня.
    Есть ещё песня такая: я спросил у ясеня. А дальше уже неинтересно. Тоже самое в принципе можно сказать и о Гибралтаре. Скучный городишко, провинциальный. Правда, в соседней Испании тоже не карнавал. В Бразилию надо ехать, в Рио-де-Жанейро, искренний вам совет.
    Про Нельсона мало написали. Парень обидчивый, не дай бог явится хрен знает откуда выяснять отношения. Бр-р-р!

    #169463

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит