Италия для туриста. Путешествие второе. Рим

Путешествия; Среда, Ноябрь 11, 2009
В Замке Святого ангела сидели папы

В Замке Святого ангела сидели папы

Когда небо затянули осенние облака и с неба посыпал противный мелкий дождь, а от отпуска оставалась еще неделя, на ум пришло спонтанное решение провести ее там, где еще тепло. Рим выплыл потому, что на море в конце сентября ехать холодновато, а вот по музеям ходить в самый раз.

Алла УРАЛОВА

Фото автора

Субъективные заметки о четырех путешествиях в страну мировой культуры, античной истории, макарон, вина и оливок

Когда небо затянули осенние облака и с неба посыпал противный мелкий дождь, а от отпуска оставалась еще неделя, на ум пришло спонтанное решение провести её там, где еще тепло. Рим выплыл потому, что на море в конце сентября ехать холодновато, а вот по музеям ходить в самый раз.

В момент прилета в римском аэропорту Фьюмичино был вечер, глубокий, темный, бархатный, южный. Без фонарей ни зги не видно.

Частник, нахально представившийся таксистом, запросил за свои услуги на десять евро дороже. К сожалению, выяснилось это, когда мы уже сели в машину. Это было не изящное римское такси белого цвета, а огромный чёрный джип. Сверх оговоренной платы и частнику, и таксисту желательно накинуть чаевые в размере десяти процентов.

Рим, как известно, стоит на семи холмах. Холм, на котором находился наш отель «Савой», был, наверное, самым высоким. После многочасовых хождений по городу мы с трудом тащились в гору.

Помимо ночлега отель предоставлял еще и завтрак. Примерно такой же, как на Сардинии, в трех вариантах – английском, франко-итальянском и германо-скандинавском. Вкусы русских туристов опять не были учтены. Встав ни свет, ни заря, в восемь утра мы уже стояли у входа в отель. Нам предстояла экскурсия в Ватикан. За ночь погода отвратительно испортилась. Стало холодно, намечался дождь.

Автобус пришел на полчаса позже. В нём уже сидели разноязыкие туристы. Мы заколесили по римским холмам, собирая людей из разных отелей. Когда с этим было покончено, автобус выехал на прямую трассу, именуемую Корсо Витторио Эмануеле II.

Гиды по очереди и каждый на своем языке вплоть до японского повели рассказы об истории и достопримечательностях Рима. История вечного города была предельно краткой, чтобы все гиды успели ее изложить до прибытия на место. Достопримечательности, не запоминаясь,  калейдоскопом мелькая за окном.

Естественной границей между Итальянской республикой и государством Ватикан является Тибр, река густо-зеленого цвета и, похоже, мелководная. На её поверхности не колыхалось ни одной лодочки. Берега Тибра сильно изрезаны и местами одеты в гранит, но до державного течения Невы ему далеко.

Через реку перекинуто несколько мостов. Самый красивый — пешеходный мост у замка Святого Ангела. Украшенный беломраморными статуями, он представляет собой парадную дорогу в замок. Это монументальное сооружение появилось на Ватиканском холме во II веке. В те времена император Адриан строил для себя мавзолей. Эпикуреец, знаток искусств и наук, он хотел, чтобы и после смерти его окружали прекрасные статуи. Особенно изобильны фигуры Антиноя, фаворита Адриана. Некоторые из них до сих пор стоят в замке.

С распадом Римской империи никто больше не стал заботиться о пристойном содержании гробницы императора, зато толщину и высоту ее стен оценили по достоинству. Римские папы превратили мавзолей Адриана в крепость. Во времена нашествий врагов или восстания буйных римлян папы перебегали из Ватиканского дворца в замок и отсиживались там, пока не закончится смута.

Позднее на крыше была установлена позолоченная фигура ангела, давшая название замку, а в подземелья стали бросать папских врагов. Иногда ситуация менялась, и тогда в темницу отправлялся папа.

Ныне замок Святого ангела является музеем и круговой смотровой площадкой. Панорамируя город, было замечено, что в Риме нет здания выше купола собора Святого Петра. Римляне хранят красоту своего города, и строительство такой газпромовской башни, как в Петербурге, там невозможно!

От замка прямая дорога ведет в резиденцию папы Римского — Ватиканский дворец. В его музейной части настоящее вавилонское столпотворение. К счастью, каждому вновь прибывшему выдают наушники. Настроенные на одну волну с гидом они позволяют слышать его в радиусе сотни метров, что очень удобно: сам новых знаний без помех набираешься и другим не мешаешь.

Шедевром Ватикана бесспорно является Сикстинская капелла. Фотографировать и громко разговаривать здесь запрещено. Небольшое по размерам помещение поражает мощью росписей Микеланджело. На фоне творений этого титана меркнут даже боковые панели, расписанные Гирландайо, Ботичелли, Перуджино и Роселли.

Дух захватывает при виде фрески «Страшный суд». Это и есть вершина человеческого гения. Долго человечество взбиралось на неё, а, достигнув, тут же начало спуск. И чем ниже опускалось, тем примитивнее становилось искусство, пока не дошло до полного отрицания, как формы, так и содержания. Слава богу, есть музеи, в которых можно увидеть поистине художественные творения, а не некие невнятные инсталляции и перформансы.

Ватиканский музей обладает богатейшей коллекцией античной скульптуры, центральное место в которой принадлежит статуе Лаокоона с сыновьями, удушаемых змеями.
Поражают туристов уникальное собрание этрусской бронзы и великолепная галерея живописных полотен, в которой представлены все мастера итальянского Возрождения. Удивительно, но картины, писаные темперой, замешанной на яичных желтках, пятьсот лет назад сохранили свежие, яркие краски. Вот что значит натур-продукт!

Сокровища Капитолийских музеев

Сокровища Капитолийских музеев

От Ватиканского дворца рукой подать до главной церкви всего католического мира – собора Святого Петра. Чтобы туда попасть,  пришлось отстоять солидную очередь, изгибавшуюся вместе с колоннадой Бернини. Пошел дождь. Вдоль очереди забегали индусы-торговцы зонтами. Всучивая свой товар беспечным туристам, они за один день выполнили месячную торговую норму. После дождя все зонтики развалились.

Собор Святого Петра впечатляет. Внутри несколько мрачновато, но пышно и величественно. В стеклянных витринах выставлены мощи святых епископов, залитые воском и одетые в ризы. В правом нефе за стеклом укрывается от геростратов прекрасная «Пьета» Микеланджело, но главным украшением собора считается бронзовый Святой Петр. Верующие, обращаясь к святому, должны непременно потереть ступню его статуи, причем правую трут особенно интенсивно. Говорят, что ноги святого несколько раз стирали до дыр, и их приходилось отливать заново.

Сейчас правая ступня Петра похожа на расплывшуюся конечность Терминатора в момент её распада на атомы. За право погладить ногу основателя папства — тоже выстраивается очередь.

Рим – город барокко. Даже более поздние строения переняли этот пышный, величественный стиль и не выделяются из общей архитектурной концепции. Такое впечатление, будто античность плавно перетекла в XVII век. И переходным моментом можно считать Пантеон. Построенный все при том же Адриане, он при внешней классической простоте, внутри изрядно украшен барочными завитками.

Рим хорошо умеет сочетать разные эпохи и стили. Античные руины так гармонично вписываются в современный урбанистический пейзаж, что, кажется, так и было задумано изначально. Вокруг Колизея снуют автомобили. На Палатинском холме среди руин императорских дворцов разбиты сады Фарнезе, что придаёт всему грандиозному комплексу буколический вид. На оживленной городской улице вдруг натыкаешься на обломок античной колонны, стоящий вне какого-либо здания, сам по себе. Античный рынок облюбовали кошки. Целая колония поселилась на обломках базара. Туристы умиляются, а сердобольные старушки подкармливают расплодившихся котяр.

Под стенами Колизея расположились торговцы малохудожественными и дорогими сувенирами. Индусы торгуют вразнос бусами, шалями и теми же зонтиками. В толпе по-хозяйски размахивают хлыстами «древнеримские» надсмотрщики и позвякивают мечами «легионеры». Туристы с удовольствием фотографируются с ними на фоне Колизея.
Многометровая разноязыкая очередь дважды огибает амфитеатр, но движется очень споро. Несмотря на всю свою колоссальность и мощность, Колизей не смотрится давящей громадой. Он соразмерен человеку.

У «римского надсмотрщика» туристы не забалуют

У «римского надсмотрщика» туристы не забалуют

Находящийся напротив Римский форум, судя по плотности застройки, и вовсе был небольшим. Три арки одна в одну – Тита, Септимия Севера и Константина, церковь Святой Франчески, примостившаяся на колоннаде античного дома весталок, масса поваленных колонн и обломков и каменное сооруженьице над местом, где было сожжено тело убиенного Юлия Цезаря. Феноменально, но на приступке лежали засохшие цветы.

Римский форум – центр туристической жизни

Римский форум – центр туристической жизни

В Риме, бродя среди античных руин, вполне уместно присесть отдохнуть на поваленную колонну, свадебное торжество отпраздновать в Капитолийских музеях, а концерт духового оркестра берсальеров устроить у подножия копии статуи Марка Аврелия. Оригинал, изрядно пострадавший от выхлопных газов, давно отправлен в Капитолийские музеи. По той же причине и туда же за ним последовала знаменитая Капитолийская волчица.

Музеев на Капитолийском холме два – один против другого. Во дворе стоят устрашающих размеров фрагменты гигантской статуи императора Константина. Музейное собрание несколько хаотично. Оно составлено из нескольких частных коллекций, оставленных в первозданном виде. Дополняют их античные бронзы, мраморы и ренессансные картины.

Еще одно интересное собрание находится в палаццо Венеции. Огромный дворец вплоть до конца XVIII века был резиденцией посла Венецианской республики. Рассчитанный на большое количество обитателей, сановников, челяди, он как-то сиротливо одинок в своем застывшем музейном величии. Со стен на редких посетителей взирают картины. И здесь нас ожидала приятная неожиданность: среди картин галантного века был обнаружен портрет дамы кисти Левицкого. Бог весть, каким образом он попал в Рим и на стену палаццо, но за державу можно гордиться.

По Риму лучше ходить пешком – больше увидишь и лучше прочувствуешь его очарование и красоту. За каждым поворотом открывается что-то новое и интересное. На Кампо деи Фьори – некогда поля цветов, а ныне рыночной площади, стоит памятник Джордано Бруно. Здесь он в буквальном смысле слова положил жизнь на алтарь науки, здесь его сожгли за ересь.

Неподалеку обнаружился дом, в котором в XVI веке жила Беатриче Ченчи. В памяти всплыла история юной жертвы отцовского произвола, поведанная Стендалем, откопавшим её в римских архивах.

Двигаясь строго по карте к площади Испании, в конечной точке вдруг не находишь знаменитой лестницы. Оказывается она прямо под тобой. Точно такая же, как на многочисленных фотографиях, с сидящими на ступенях туристами и бомжами.

Вид на город с высоты лестницы на площади Испании

Вид на город с высоты лестницы на площади Испании

Еще пара-тройка поворотов и маленьких площадей-пьяцетт, как взору предстает необъятное пространство вытянутой овалом площади Навона. Она полностью повторяет очертания античного ипподрома, с той лишь разницей, что сегодня её периметр окаймляют не трибуны, а дома, и по обеим сторонам поставлены фонтаны.
Римские фонтаны — роскошное пиршество для зрения и слуха. Еще древние римляне знали толк в фонтанном деле и оформляли свои водоразборные колонки в виде чаш и маскеронов.

Барочные мастера пошли еще дальше. Их фонтаны представляют собой пышные конструкции, украшенные множеством скульптур, декоративных розеток, завитков и так далее.

В декоре римских фонтанов нет плоских поверхностей и острых углов. Все округлое, извивающееся, движущееся, прихотливо перетекающее одно в другое. Боги и богини, тритоны и рыбы, кони, раковины, корабли сплетают причудливые композиции.

Королём римских фонтанов, бесспорно, является фонтан Треви (Fontana di Trevi). Построенный на месте античной водоразборной колонки, он до сих пор снабжается водой из акведука Агриппы, сработанного рабами Рима. Николо Сальви создал шедевр, ставший брендом Вечного города. Настоящий союз воды и камня. Бриллиантовые струи водопадом низвергаются в чашу. Водяной пар оседает на брусчатке маленькой площади. Немолчный гул не покидает ее никогда. Денно и нощно у фонтана Треви клубится толпа туристов. Здесь назначают встречи, фотографируют себя и фонтан, любуются его красотой и кидают в воду монеты с надеждой на новую встречу.

Фонтан Треви - король римских фонтанов

Фонтан Треви - король римских фонтанов

Tags: , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит