Другой Парфенон Антонио Гауди

Люди, годы, жизнь; Воскресенье, Декабрь 6, 2009

Гауди1Побывав после Каталонии на Майорке, я невольно вернулся к своим размышлениям об Антонио Гауди, то есть о загадочном явлении творческой личности,  в чём бы эта личность себя ни выражала…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото автора
Гауди достался сложный материал – до известной степени созданный природой, но – как в целом и сама Природа – сопротивляющийся человеку. Архитектура матери-природы – те же пещеры – отчего-то не слишком приспособлена для человеческой жизни. Но, едва начав строить, человек изменил форму своей «пещеры» до неузнаваемости.

Великий каталонец, на мой взгляд, скрестил  пещерные формы с традиционными испанскими стилями готики и  барокко.  «Но поскольку, —  замечает Дмитрий Сарабьянов, — и в эклектике Гауди находил возможность архитектурных открытий, ему был указан путь к самостоятельному и столь значительному творчеству». Только вот прежде, чем «был указан», Гауди освоил технологию работы практически с любым материалом – от металла до керамики…
Итак, эклектика?

Гауди3А вот, каким видел творчество Гауди другой знаменитый каталонец Сальвадор Дали: «Архитектурная симфония», которой, между прочим,  недостаёт Америке. «Средиземноморская готика», заимствованная у первозданных форм природы. А ещё «Гауди – греческий отголосок. Он хотел возвести  Парфенон, а получилась каменоломня…»

Почему же, извините, каменоломня? Парфенон, братцы-кролики, только – ДРУГОЙ ПАРФЕНОН. Его  церковь Саграда Фамилиа – с перерывами на военные действия – строится уже третий век. И, глядя на то, что уже сделано, и на неторопливые действия рабочих,    ужасаешься невозможности  увидеть  окончательный результат.  Поэтому обязательно следует побывать в том принадлежащем церкви магазинчике, где выставлен макет будущего вселенского шедевра. Да и в незавершённом виде это – шедевр!..

Гауди2Нелепо, почти по-берлиозовски погибшему под трамваем, Гауди повезло: всё, что он сделал, сохранилось, а теперь даже и приумножается потихоньку.

«Барселона Антонио Гауди» — традиционная экскурсия для туристов, отдыхающих в Каталонии. Середина октября – не самое худшее время для поездки – народу не так много, как в высокий сезон. По городу, в котором число автомобилей практически совпадает с количеством жителей, проще проехать.

Мы едем по проспекту Пикассо. «Глядя направо», видим квадратный Замок Трёх драконов в стиле модерн Луиса Монтанера из красного кирпича, а «посмотрев налево», Триумфальную арку — из того же кирпича, но уже нечто мавританистое.

Не понравилось, что исполненные Гауди  Дом Батло и Дом Мила (та самая «каменоломня» – La Pedrera) — рассматривать пришлось из автобуса – практически на ходу.
Пройтись по такому проспекту улице, как Пасео де Грасиа («Изящная прогулка»?)– это как побывать не только в другом времени, но и в ином измерении. Что там у нас постоянно толкуют о параллельных мирах? Они достижимы исключительно силой искусства!

«Каменоломней» дом обозвали соседи, а между тем, это было первое здание Барселоны с подземной парковкой. Такие парковки, спасаясь от засилья автомобилей,  строят здесь повсеместно, даже под старыми домами: «обвязав» фундамент, приподнимают их  мощными гидроподъёмниками…

При всей своей необычности, постройки Гауди не слишком  «выламываются» из общего стиля улицы – всё же Барселона с её «бушующим художественным произволом» не лужковско-церетелевская Москва, чтобы ломать и строить кто во что горазд.

И после ухода с политической сцены диктатора Франко, в Испании  не произошло деградации архитектурного стиля. Пробивные ребята не смогли навязать обществу свои убогие вкусы.

Гауди11Посетивший недавно Москву испанский архитектор Алехандро Саэра-Поло в интервью газете «Ведомости – Пятница» указал три причины такого положения дел.

Во-первых, Испания — это страна, в которой люди исторически предпочитают компактно жить в городах. Испанцы хорошо понимают: место, где они живут, город и даже отдельное здание — это работа архитектора. Во-вторых, любой проект в Испании должен получить одобрение Союза архитекторов. Кроме того, в конце 90-х крупнейшая испанская газета El Pais каждую пятницу начала отводить одну полосу  материалам об архитектуре. Так простые люди узнали, кто такой Фрэнк Гери, Жан Нувель, что эти авторы сделали.

Дабы не вызвать отторжения жителей от современных архитектурных новаций, утверждает  мастер, — «Мы должны уметь объяснять людям, что мы делаем. Если не удаётся выстроить диалог с обществом — мы потеряны как профессионалы…»

Но происходил ли такой диалог при жизни Гауди?  Сильно сомневаюсь…

Парк на Лысой горе

У подножия холма «Лысая гора» в северной части города – недалеко от центра и на одной «оси» с Саграда Фамилиа — большая стоянка для туристических автобусов.  Полупустая. Мы неторопливо поднимаемся в парк Гуэль, созданный Гауди по заказу  разбогатевшего на текстиле промышленника и мецената Эусебио Гуэля. Это, замечу, отнюдь не единственный городской парк.

Прежде, чем взяться за парк, Гауди построил своему патрону живописный дом-дворец, в очертаниях его угловых башенок угадываются фортификационные мотивы. Поэтому, кажется, его называют ещё и крепостью. Для семейства Гуэль архитектор  спроектировал ещё ряд построек, в частности, крипту и винные погреба…

Небольшой розовый замок – первая от входа  постройка – носит имя архитектора. И посетители думают, тут-то и жил великий модернист, хотя это не так.

Поверху над аллеей куда-то в бесконечность уплывают «модернизированные» фантазией художника «пещерные» своды. Там  и сям расположились музыканты – их инструменты не повторяются. Играют всё больше классику. Санта Марию, например…

Гауди4Парк можно рассматривать, как основной полигон Гауди, на котором он обкатывал приёмы работы над циклопической Саграда Фамилиа. Здесь и там – узнаваемые элементы его фирменного стиля. Совсем уж избавиться от прямых линий, напрочь отсутствующих в природе, архитектору не удаётся. Но там, где ничто крутить-вертеть не мешает, он, видимо, входил в раж. Придумывал всё новые элементы декора. Когда ему привезли  разноцветную керамическую плитку, он  поступил просто – расколотил каждую!

Заказчик и друг – Дон Гуэль — доверял художнику всецело. За работой  следил его главбух, всякий раз хватавшийся за голову от очередной суммы расходов. Но что, пописывая чеки, с раздражением сказал ему однажды Гюэль? – «И это всё, что потратил Гауди?..» Фраза стала легендарной… Мало потратил – надо было больше.

Интересен замысел центральной части парка. Торговая площадь является крышей «храма» и опирается на его 100 колонн. «Потолок» храма украшен яркими, привлекающими внимание «розетками». Мне они напомнили усыпанные золотыми (по синему!) звёздами своды египетских храмов. Египтяне, они ведь тоже в каких-то случаях уходили  от прямых решений.  Копируя элементы своих тростниковых хижин, возводили, например, папирусовидные колонны, с капителями в виде бутона или цветка лотоса…

Утверждается, что Гауди нахватался арабских мотивов в Северной Африке, как будто он не мог этого сделать в Испании. К тому же взаимоимитации  (Д.В. Сарабьянов) архитектуры и скульптуры там он «нахвататься» не мог. Тут, вероятно, «ночевали» атланты и кариатиды древних греков…

Под храмом – водяная цистерна, откуда вода поступает в каскад из трёх фонтанчиков с легендарным драконами, который на самом деле один дракон, не то спасший какую-то девственницу, не то – оприходовавший. Эти дракончики отчего-то нравятся женщинам – только они фотографируются «вместе».

Произвольно размещены в парке и несколько сказочных домиков непонятного предназначения – в одном, впрочем, находится тубзик. Выше всех устроилось красивое здание с большими окнами – там «живёт» полиция.

Гауди5В основном публика сосредоточена на «торговой площади»,  женщины рассматривают безделушки каких-то эфиопов, отдыхают на  изумительной красоты извилистой скамейке, которая в то же время служит внешним ограждением.

Внизу под нами – вся Барселона в ещё не растаявшей утренней дымке. Когда, вглядываясь в её мглистые очертания, представляешь себе  историю города, основанного римлянами в 15 году до нашей эры – дрожь охватывает…

Вознёсся выше он…

Саграда Фамилиа – храм о трёх фасадах: Рождества (северный), Страстей (южный) и Славы (восточный).  Его называют «Библией в камне». Католик до мозга костей,  Гауди вознамерился затмить всё сделанное ранее для прославления религии Запада. Практически законченным он успел увидеть при жизни только первый фасад – через его вход посетители попадают в храм и  первую 100-метровую колокольню этого фасада.

Фасад Рождества – наиболее «декоративный». Все эти пастухи и ангелы, приветствующие рождение Спасителя – исключительно ручная работа по камню.

Гауди6Фасад Славы мастер тоже успел проработать, а  по фасаду Страстей сделал лишь композиционные наброски…

Входим в критпту, часть помещений которого отдана под музей Гауди и истории строительства Саграда Фамилиа. Здесь представлены его портреты за работой и некоторые образцы этой работы. Прежде чертежа архитектор изготавливал объёмный макет. Инструментарий простой – шнуры и грузики (мешочки с песком). Их свободным перемещением он «организовывал пространство» в соответствии  с неким творческим замыслом. Один такой макет выставлен в храме – зрелище удивительное! Другой любопытный макет – центрального нефа, сооружением которого – вот именно сейчас! – заняты строители.

Внутри храма публика шествует по кругу – группа за группой, тогда как строители работают в середине посещения, не обращая никакого внимания на посетителей.

Гауди7В 2008-м туристы вложили в копилку «народной стройки» 24 млн  евро. При таком темпе финансирования, не знаю, кем подсчитано, строительство продлится ещё 30 лет. И на мои мизерные еврики – тоже!

Экскурсия завершается  выходом через недавно законченный фасад Страстей. Представленные на нём многофигурные композиции из жизни Христа можно рассматривать часами. Вот будущий Спаситель  помогает «отцу» плотничать. Вот – натурально – поцелуй Иуды. А вот  Спаситель уже накрепко прикован к основанию креста.

Гауди8Гнетущие его и нас «тёмные силы», пешие и конные,  изображены  безликими – вместо лиц – маски, понятно, что железные. Следящий за порядком молодой охранник выглядит слегка растерянным. А я ещё почти в упор направляю  на него объектив фотоаппарата.

А что у нас со славой? К созданию фасада Славы приступили только в 2000-м.

По горам, по долам

Свои способности Гауди имел возможность применить и на других церковных объектах. Прошлой осенью я побывал в знаменитом монастыре Монтсеррат. Горный массив, на котором он расположен – сам по себе чудо природы. Глядя на него, понимаешь – похоже, именно здесь мастер «позаимствовал»  концепцию Дома Мила.

Во дворе монастыря с участием Гауди была построена часовня Божьей Матери архитектора Виллара-и-Кармона.

Позднее Гауди предложил выложить на склоне Монтсеррата гигантский герб Каталонии из многоцветной керамики, а в ущелье – подвесить к скалам огромный колокол…

Гауди9На Майорке Гауди работал с 1904 по 1914 год. Не только в Кафедральном Соборе Пальмы, но и, как я узнал только в поездке, — в горном монастыре Люк.  «Углублял» свои знания об оригинальных формах природы он в пещерах Арта.

Если провести  нашу первоначальную линию от пещер-жилищ, карстовые пещеры Арта, это пещеры-храмы. Изваянные природой  подземные своды люди назвали соответственно: «Чистилище», «Рай», «Ад». Как и в Соборе Пальмы, здесь возвышает человеческий дух музыка Баха.

В то же время в Соборе  Гауди не создал хаотического нагромождения форм. Потому, вероятно, что и так здесь нагромождено дай боже. Мастер украсил его внутреннее убранство и, как я уже рассказывал, значительно улучшил освещённость.

Гауди11«Люстра» «Балдахин», подвешенная к своду, при всей  необычности имеет достаточно строгие очертания. Но она – огромна, частично теряется в полумраке  и потому сразу не создаёт единого впечатления.

Также и с Гауди. Чтобы  определиться, наконец, парфенон он создал или нет, нужно знать о нём ещё больше. Видеть – глубже.

Хотя я и «квартировал» в Ла-Пинеде, по соседству с Реусом,  родиной архитектора, в недавно открытый Центр Гауди заглянуть не успел.

Tags: , , , ,

Один коментарий to “Другой Парфенон Антонио Гауди”

  1. Виктор Чаркин

    Надо бы автору добавить — про освещение собора Папой Римским. Ну и в Реус съездить, не успел — это отговорка.

    #7516

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит