Спартак навсегда — от Колизея до Манежной

Люди, годы, жизнь; Среда, Декабрь 22, 2010
Фото с сайта: dervishv.livejournal.com

Фото с сайта: dervishv.livejournal.com

Москва – Третий Рим? Возможно. А четвёртому не бывать – это уж точно. Лейбл тысячелетней давности изрядно поистёрся. Да и зачем грузить себя византийскими веригами, когда двух булыжников на шее – Олимпиады и Мундиаля, более чем достаточно для того, чтобы пойти ко дну. И для модернизации, коль скоро затеяли очередной нацпроект – нужен другой костюм, нежели тот, в котором проводили Крещение Руси…

Владимир ХАБЛОВСКИЙ

Но если имперские цацки рано или поздно придётся сдавать в ломбард, Спартак – это навечно! Рукописи не горят – идеи не умирают. И лозунг (покуда существуют бутерброды и приравненные к ним гамбургеры) «хлеба и зрелищ!»

Видеорядом мы обеспечены  с избытком: есть на что поглазеть в обычном формате и в стереоскопическом — Дом-2, Поле Чудес, опять же Олимпиада с Мундиалем. А что касается хлеба – с ним проблемы. А также с водой, теплом, электричеством. Недаром римляне поставили еду на первое место. Потому и продержались тысячу лет – абсолютный рекорд, который вряд ли кому удастся побить, разве что китайцам, потому что у них нет манеры гадить на мавзолеи.
У нас же всё наоборот. На первом месте идея — рыночная, религиозная, ещё бог знает какая. Тогда как личный опыт подсказывает, что материя (сало, куры-гриль, шаурма) первична.

Простая мысль. В отличие от таблицы умножения доступна и рядовому фанату, не говоря уже о лидерах. Озарение может произойти внезапно, как уже было не раз в истории отечественной и зарубежной.
Опять уместно вспомнить Спартака – не футбольный клуб и не спортивное общество, а человека. Сколько лет прошло, сколько боёв на арене – full contact, tödgefährlich, прежде чем прославленный боец понял, что мочит не того, кого надо – каких-то эсседариев (боец на колеснице), ретиариев, мирмиллонов. И пошёл на патрициев – все беды от них.

Кстати уже тогда, задолго до РХ, сложилась пропорция, действующая до сих пор: на одного господина в среднем по десять штук рабов. Назовём рабовладельцев работодателями и перенесёмся через века в нашу достославную действительность. С этой точки зрения хорошо видно, что рабы в ожесточении против своих хозяев были не совсем правы: те любезно предоставляли им рабочие места, питание, койко-места в общежитии, свободу по возрасту или по болезни. А что касается остальных прав человека – свободы совести, передвижения, места жительства, то они и сегодня под большим вопросом…

Фанатам тесно на стадионах и в рамках околофутбольных хулиганов. Они уже достаточно убедительно проявили себя в новой роли, устроив маски-шоу в Химкинском лесу. По спецзаказу и практически даром, просто так для души гоняли экологов по вырубкам и крушили палатки. С бейсбольными битами, голые по пояс. А это напрасно: татуировки на теле, как опознавательные знаки на фюзеляже, следовало замазать. И тогда бы не читалось знаковое слово: «гладиаторы»! Третий Рим, чёрт его побери!

Второй Рим, сугубо христианский, православный, бои гладиаторов не практиковал. Чем тогда развлекали толпу – ведь лозунг «хлеба и зрелищ» никто не отменял! Народ в Константинополе увлекался скачками. В миллионном городе соорудили Ипподром на 70 тысяч зрителей. Соревновались колесницы, запряжённые четвёркой лошадей, то есть квадриги. Заезды — с утра до вечера. Борьба шла командная. Конюшни различались цветами: белым, красным, зелёным и голубым. Соответственно, делились на 4 лагеря и болельщики, которые друг с другом, мягко говоря, не ладили. В особенности, зелёные с голубыми.

Понятия «fair play» не существовало в принципе: всё для победы – от кнута, которым охаживали противников во время заездов, до чёрной магии. Поединки на арене воспроизводились на трибунах в масштабе 1:1000. Известен случай, когда «голубые» пронесли в корзинках с едой ножи и камни. По сигналу затеяли драку с «зелёными» и перебили 3000 вражеских болельщиков, иначе говоря, фанатов. «Зелёные» ответили по библейскому принципу – око за око. Тогда «голубые» публично пожаловались императору Юстиниану, с просьбой наказать обидчиков. На что тот ответил: «А жить вам не надоело?!» — и кликнул гвардейцев.

Мгновенно враждующие группы объединились, смяли охрану, имея в виду главную цель — императора. И только чудо спасло помазанника божия от разъярённой толпы. Город охватили беспорядки. Император хотел покинуть столицу, потому что и в укреплённом дворце не ощущал себя в безопасности. Но от позорного бегства его удержала супруга Теодора, сказав,  что более достойного места для гробницы, чем тронный зал, во всей империи не найти. Бунт был подавлен ценой жизни 30000 простолюдинов. Это те, которые были перебиты на ипподроме.

Милиция так с народом не поступила бы! Надо сказать доброе слово о сотрудниках правоохранительных органов – в моральном плане они на голову выше византийской гвардии. В физическом – ровно наоборот.
Курсанты милиции в пластмассовых доспехах напоминали школьную реконструкцию Куликовской битвы. Мышечной массы явно недоставало. Зато у омоновцев этого добра в области талии откровенный перебор.  Супертяжи! Для работы по неподвижным мишеням самое то. А фанаты они ведь юркие, непоседливые. Налетели, побузили и врассыпную. Только что были здесь, а через час и след простыл.

Милиция против флэш-мобов бессильна, сколько её ни тренируй. А делать что-то надо, пока всё это несерьёзно, пока напоминает репетицию настоящих потрясений, которыми богата история предшествующих империй – Рима Первого и Второго. На каждое столетие приходилось по шесть  бунтов, которые можно было приравнять к революциям.
В России их всего три за самый урожайный XX век. Ну, хорошо – четыре, приплюсуем к 17-му году 91-й. XXI-е столетие только началось, так что всё ещё впереди!

Tags: , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит