Под маской льва или Народ, надень очки!

Люди, годы, жизнь; Вторник, Январь 18, 2011

Лев-02

На Голливуде не снимают сказки для детей, здесь делают бомбы  для всей семьи, то есть блокбастеры – кино массового поражения…

Владимир ХАБЛОВСКИЙ
Фото с сайта kinopoisk.ru

В принципе и взрослые, и дети смотрят одно и то же — драки, стрельбу, погони. Есть ограничение, точнее, их два: подросткам нельзя показывать сцены насилия и голых тётенек, если фильм не заявлен как комедия. Моника Беллучи, Анджелина Джоли в соблазнительных позах, крупно, во весь экран – это забавней, чем учительница в туалете, да ещё в формате 3D! Смешнее — только через замочную скважину.

К слову о спецэффектах! Настоящее стерео, как и многие диковины, появилось в Китае: у местного императора был трёхмерный соловей, которого можно было не только послушать, разглядеть со всех сторон, но и пощупать. Жаль, дальнейшему развитию идеи помешали опиумные войны, навязанные англичанами. Китайцы, приученные к наркотику под дулом европейских пушек, убедились, что маленькая курительная трубочка превосходит по всем статьям тогда ещё не изобретённый кинематограф.

Ах, Моника! Чем не стерео?..

Ах, Моника! Чем не стерео?..

Стереоэффекты были известны художникам, которые называли себя живописцами, однако им и в голову не приходило создавать стереополотна, которые следовало разглядывать через специальные очки.

Путёвку в жизнь стереоидее дали киношники. 1922 год, первый фильм в 3D формате — «Сила любви». Актёры, бабочки, мухи, цветы – всё, как живое. Постель и ту, кажется, можно потрогать. Однако интерес к натуральным эффектам на удивление быстро погас?  спец-очки полетели в корзину, где пролежали до 1959 года.

Фильм «За стеной» — тоже, наверное, представлял нечто пикантное, иначе бы вместе с очками при входе не раздавали бы пахучие бумажки, которые предлагалось нюхать в определённый момент. Принюхались. И как-то не очень подействовало. В противном случае не потребовалось бы прибегать к новым ухищрениям и на премьере мистического триллера «Дом на холме призраков» пускать в зал для полёта над головами реальный в рост человека скелет. А на другом ужастике «Тинглер» шокировать зрителей электрическими разрядами через предварительно подведённые к сиденьям провода. Это уже не просто 3D, а 3D low voltage.

Логично было вслед за электрошоком поразить публику резиновыми пулями – для вестернов самое то. Но до этого, слава богу,  дело не дошло. Причина проста, как апельсин: Голливуд перестал выдавать массовке боевые патроны после того, как генерал Панчо Вилья, мексиканский революционер в 1916 году вышел из подчинения, перестал   выполнять команды оператора: «мотор» — в атаку, «снято» — отбой – и напал на американский город Колумбус.

Два бравых генерала Паттон и Першинг гонялись за несостоявшимся актёром больше полугода, но Панчо Вилья был неуловим. Самое обидное, что кино из отснятого в полевых условиях материала не получилось, — батальные сцены пришлось переснимать в павильоне.

Аватар

Стереокино как птица Феникс – умирает и оживает вновь. Очередная реинкарнация  совпала с выходом на экраны фильма «Аватар», благодаря туземцам планеты Пандора. Продюсер (Стивен Спилберг) наградил их роскошными хвостами. И публику разобрало любопытство: захотелось с помощью 3D формата разглядеть эту пикантную деталь в подробностях.

El sueño de la razón produce monstruos — сон разума порождает чудовищ. Страннице Феклуше из пьесы Островского «Гроза» мерещились люди с пёсьими головами. Клайву Льюису, выдающемуся ирландскому и английскому писателю, учёному и богослову, автору Нарнии, привиделся весь языческий пантеон: фавны, сатиры, кентавры, нимфы, менады, крылатые лошади, гномы, гнумы, великаны, морские люди – всех не перечесть.

Голливуд занял среднюю позицию между Феклушей и Льюисом. У «фабрики грёз» всегда были сложные отношения со здравым смыслом. К тому же экран, даже с учётом третьего измерения не резиновый, поэтому  чудовищ в экранизации «Покорителя зари» в два раза меньше по сравнению с первоисточником. О вместительности легендарного Ноева ковчега киношником остаётся только мечтать

Русский писатель никогда бы не отправил языческую нечисть в места не столь отдалённые: определил бы всю братию в какую-нибудь нехорошую квартиру в пределах Садового кольца.

Льюис-01

Английский литератор, страдающий имперскими комплексами,  жалости к своим не совсем правильным героям не знал. Расположил свою Нарнию у чёрта на рогах, закинул куда-то за и сегодня не близкую Австралии. Туда ни морем не доберёшься, ни самолётом, разве что через платяной шкаф или картину Айвазовского.

А стоило ли создавать воображаемую страну, чтобы на её примере в который раз доказывать банальный тезис о несовершенстве мира. Напрасные хлопоты. Но англичанину не докажешь, что монархия – это и в натуре, и в искусстве зло. Что у хорошего короля  братец или идиот, как Фёдор Иоаннович, или отъявленный мерзавец, вроде Ричарда Третьего, а вроде бы все из одного из королевского теста сделаны. И юный принц Каспиан обречён хлебнуть со своим дядей Миразом горя, а вместе с принцем и вся страна должна умыться кровью.

Бедная  Нарния! Прекрасная по климату страна, где звери не кушали друг друга, питаясь духом святым, пока здесь не появились люди — проникли не вполне легально и создали проблемы для местной живности. У животных, пусть самых фантастичных, скромные мозги устроены так хитро (хвала создателю Клайву Льюису!), что не конфликтуют с врождённым инстинктом самосохранения. А башковитый по определению человек, кажется, только тем и озабочен, как бы навредить себе и окружающим.

Шкаф

В одном далёкой Нарнии повезло: все пришельцы были из цивилизованной Англии, где принято соблюдать правила гигиены и своевременно делать прививки. Иначе в обширной британской империи, где никогда не заходит солнце, — о том, чтобы  не умереть от какой-нибудь азиатской, африканской, американской заразы, завезённой из далёкой колонии, — нечего было и мечтать.

И в Нарнии, слава богу и мистеру Льюису, никаких инфекционных заболеваний среди людей и животных, да, кстати, и стихийных бедствий. Просто рай на земле, а не где-то там, непонятно даже где, если бы не конфликты, перерастающие в кровопролитные сражения. За всем, как известно, не уследишь!

Но кто-то должен следить за порядком и в критических ситуациях переходить на «ручное управление». Пушкин использовал для этой цели золотого петушка, Льюис – говорящего льва, одинокого, как перст или последний из могикан.

Странный зверь, по всем приметам холостой. То ли рассчитывает жить вечно, то ли разочаровался в династических институциях и надумал передать власть законно избранному преемнику. Наделённый неограниченными полномочиями, лев сосредоточился на  спасательных операциях: кому помочь в борьбе со стихией или с деструктивными элементами – он тут как тут.

Зрителю, не читавшему Клайва Льюиса, невдомёк, что лев Аслан в недавнем прошлом имел богатую креативную практику. Он (цитируем Льюиса) сын Великого Императора (что ли от мамы львицы?), появился на Рождество, отдал себя во искупление чужой вины на поругание и смерть; вернулся к жизни (воскрес) и не обижается, когда его называют ягненком или агнцем божьим. Кроме того, Лев — создатель Нарнии, её обитателей и всего, что к ней относится. Он обязан явиться жителям в случае Армагеддона!

Лев-01

Наконец-то! Слово сказано, и нет никакой загадки – под маской Льва скрывается Спаситель Нарнии, Мессия! Непонятно только, зачем понадобилось выставлять его в звериной шкуре? Какая необходимость в том, чтобы ходить в народ и пугать пёструю толпу сатиров, нимф, кентавров страхолюдной внешностью?

Есть два предположения. Лев не уверен в том, что всё сотворённое им сделано хорошо, а посему нуждается в мониторинге, чтобы не прибегать к радикальным мерам, как-то: потоп, египетские казни и (полный пипец) апокалипсис.

Кроме того, за драконом нужен глаз да глаз: как бы у него не выросли дополнительно ещё две головы (были случаи в мифологической практике).  Тогда он с его способностью к левитации станет наглядным воплощением троичности, второго по популярности (после воскрешения из мёртвых) догмата, широко и успешно применяемого во многих религиях, начиная с Древнего Египта.
In nomine patris et filii et spiritus santis! Amen!

Tags: ,

2 комментария to “Под маской льва или Народ, надень очки!”

  1. Ну, я

    «…братец или идиот, как Фёдор Ионанович…»
    Хабловский, и чем Вам этот царь не угодил-то? Может, понапутали, имея в виду Юрия Васильевича, глухонемого братца Грозного?

    #6809
  2. ГлаВВред

    Перепутывать — разрешается!..

    #6810

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит