Подвалы, полные портвейна…

Люди, годы, жизнь, Путешествия; Понедельник, Май 2, 2011

Предвосхитив наши рассуждения о портвейне, Изабел резко заявила: «Портвейн – это у вас, у нас – порто!»
Со смотровой площадки от Кафедрального собора Се  мы, глотая слюнки, смотрели на противоположный берег Дору. Там нас ждал другой город – не Порту, а Вила-Нова-ди-Гая, на первый взгляд, состоявший из одних только винных складов (лоджи)…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

Продолжение
Начало – смотри «Ночь в Лиссабоне»

Присмотревшись, однако, можно было заметить, что лоджи занимают береговую полосу, ограниченную железной дорогой.  Далее за ней уже высятся современные жилые дома.

«Мы будем спускаться в подвалы?» – спросил я у Изабел. «Там нет подвалов с привычном значении этого слова, но как выдерживается и хранится вино, вы увидите…»

Огромные буквы над складами – названия фирм, производящих «винью ди порту», всего их больше сорока и примерно столько же они производят марок порто. Некоторые – всемирно известны.

Я вижу  «вывеску» BARROS, обожаемого адмиралом Нельсоном. Уже продегустированных нами порто  MESSIAS, DOW’S и других.

Когда-то Дору была порожистой, и возить по ней виноград с горных (террасных) плантаций на винодельни Вила-Нова-ди-Гая было опасным занятием. Самый настоящий «рафтинг» устраивалcя на барках-рабелу. Подобно кораблям древности, барка управлялась мощным кормовым веслом и имела высокую грузоподъёмность.

Ещё недавно эти барки, гружённые бочками, но уже не используемые, кроме как для праздничных гонок, стояли на Дору целой вереницей. Специально для фотосессий!  Теперь же вблизи моста Луиша I я обнаружил всего пару лодчонок, с настоящими рабелу имеющих отдалённое сходство. Слишком изящные!

Обедая в одном из множества ресторанов живописной Cais da Ribeira – они удачно разместились в бывших складах — мы, хотя и пьём ординарное местное вино,  предвкушаем совсем другие напитки…
Меня же больше интересует именно устройство винных складов и процедура дегустации. Всё же порто для нас, при всех его вкусовых особенностях, — слабоват.

Конкурируя с французскими винами, ввоз которых в Британию то и дело запрещался, англичане, словно нарочно, остановились на сладком и крепком португальском вине – против несладкого и менее крепкого  французского…

Наш автобус неторопливо проезжает по мосту Луиша I, чтобы мы могли насладиться видами на Порту и Дору.
Берег Вила-Новы, как утверждается, первыми освоили греки, а уж затем римляне на более крутом правом берегу построили тот самый порт, от которого получил название сперва город Порту, а затем и сама Португалия.

На пустынной набережной – вереница маленьких флажков на высоких флагштоках. На флажках – названия фирм, владельцев винных брендов. Здесь причаливали под разгрузку их барки, а сегодня – этот процесс изображают всего несколько рабелу. Иные времена – иной транспорт.

По реке ходит прогулочный теплоход интересной конструкции, но наша экскурсия, рассчитанная на час, почему-то – я этот момент упустил — не состоялась.
 
Хотелось бы, конечно, посмотреть на знаменитые террасные виноградники, но до них от Порту –  без малого 80 км.

Миновав лоджи SALEM, SANDEMAN и  OFFLEY, с причальной набережной мы сворачиваем налево. Автобус едва ли не протискивается между узких высоких заборов. По длинным выщерблинам на них  мы делаем вывод, что кто-то здесь разъехаться не смог.
Водитель периодически сигналит – ему не видно, едет ли кто-нибудь навстречу из-за крутого поворота.

Некоторые лоджи, замечаю я, представляют собой развалины, на территории других над оградами высовываются цистерны из нержавейки – подобно тем, что я видел на винодельне TORRES в Каталонии.

Невероятно, но факт: производство порто было разрешено законом только в Вила-Нова – вплоть до 1987 г. В основе этой суровой меры лежит давний спор между епископом Порту (его тут чтили главнее короля) и королём Афонсу III.

Порту жировал на высоком обороте импорта-экспорта, и боровшийся за пополнение казны король, талантливый администратор, как величают его источники, в 1255 г. «организовал» северной столице конкурента.

Сегодня на рынок портвейна допущены не только зарекомендовавшие себя бренды, но и небольшие хозяйства – всякий, кто докажет качество своего вина. Вообще же, производство и реализация вина в Португалии строго регламентируется. Да и не в каждом магазине встретишь хороший набор портвейнов.

И не потому, что это самый доходный товар – гораздо большую прибыль страна имеет от оливкового масла. Порто – бренд всей Португалии, несмотря на то, что фирмы – производители вина, как исторически сложилось. – в основном английские, голландские и немецкие…

Мы входим в дегустационный зал компании, изначально (1820 г.) принадлежавшей двум братьям-шотландцам. В 1970 г. её перекупила английская семья Симингтон, сохранившая уже утвердившееся на рынке название  W & J GRAHAM’S.

По информации vinestyle.ru, Питер Симингтон, нынешний владелец компании, шесть раз удостаивался звания «Винодел года» от Wine Challenge, хотя никому из  виноделов не удавалось даже дважды завоевать эту награду. В 2003 году его сын Чарльз получил аналогичное звание…

Зал является частью лоджи, построенной в 1890-м, от неё открывается замечательный вид на Порту и Дору, для моего слабенького фотоаппарата  чуть далековатый.

К тому же и погода не самая солнечная, неустойчивая. Тем приятнее находится среди бочечек-бочечек-бочечек, на которых уже расставлены бокалы с порто – по три порции на брата. Здесь же лежит прайс на все 35 предлагаемых фирмой напитков.

Те, что предложены нам, — помечены – 8, 14 и 35 евро за бутылку. Более дорогие — это винтаж 2005 г. и  10-летний порто, что отнюдь не  означает его выдержку. Система довольно хитрая! 

Если винтажное вино изготовлено из винограда конкретного урожая, указанного на бутылке, то «старый» порто – смесь вина разных урожаев, «соответствующая» качеству 10-летнего или 20-летнего порто.

Александру больше понравился витаж-2005 – тут есть конкретика: пять лет выдержки. Я особой разницы не ощутил, все портвейны хороши, так что неча, ребята, гнаться за дороговизной. Главное, здесь – настоящий порто, а неизвестно какой, продаваемый у нас…

Винный склад отгорожен от сияющего дегустационного зала стеклянной стеной.  Там полумрак, там бродит и выдерживается вино.
Ёмкости для выдержки, как мы смогли убедиться во время экскурсии по складским закромам, — гигантского объёма. Если верить надписям мелом по специальной доске над краном – 63000 литров!

Дата 13.10.08, похоже, говорить о сроке, когда вино «забодяжили». В Грэхэмс виноград давят специальным прессом, в точности повторяющим технологию, когда  давили ногами, а именно тот же ритм и силу давления, прикладываемую человеком.
Глядя на такие «чаны», не веришь, что они из дуба, а не металлические. Вот что значит современной производство!

Куда привычней – 550-литровые бочки, выложенные ярусами и уходящими в тёмные глубины склада. Его гранитные стены создают необходимый микроклимат. Когда температура повышается выше допустимой – её элементарно сбивают, поливая водой земляной пол.

Конечно, настоящие подвалы, в которых я бывал на Майорке и Закинфе, гораздо романтичнее.  Но в этом случае понимаешь: склады-лоджи  гораздо экономичнее. Вероятно, учтены в их постройке и  климатические особенности, а. кроме того, случавшиеся на Дору наводнения, когда бочки уплывали из подвалов прямиком в Океан…

Заглянули мы и в святая святых Грэхэмс – в своеобразный сейф, где за толстенными решётками хранятся самые ценные образцы порто. Чистое золото! Капитал! Амбарные замки, по совести говоря, элементарно открываются загнутым гвоздиком…

Намётанный глаз наших людей в этом историческом изобилии находит «ключевую» дату  — 1917. От урожая этого переломного года осталась в сейфе всего одна бутылка. Не исключено, что  в 2017-м  она уйдёт с молотка за кругленькую сумму.

«Было приятно», — делится впечатлениями Изабел от 100-летнего порто, откупоренного отцом на её 18-летие. Но вина в этой бутылке было немного, половина от объёма – осадок…

На меня же самое большое впечатления произвела стенка винтажного порто 1983 г. Сразу стал вспоминать, чем в это время занимался, какое горячительное употреблял. На заводе пили всё больше отвратительную водяру Александровского завода, иногда азербайджанский коньяк «Апшерон». В буфетах ЦДЛ – «Цинандали», а с друзьями по кедринскому ЛИТО – портвейн «777» или «Арбатское» вино.

Самое смешное, что только «Три семёрки» из перечисленных напитков продаются и сейчас по соседству с моей нынешней работой. Цена за бутылку 0,7 – от  35 рэ.

С посещением  винных складов романическое знакомство с порто не закончилось. В тот же, кажется, день мы оказались в отеле «Teatro», где постояльцам предлагают наряжаться в театральные костюмы и листать альбомы известных художников – с картинами на театральную тему.

Я разглядывал театрально-эротические  шедевры  Пикассо, потягивая  гутой красный порто.  Александр поинтересовался, какое именно вино мы пьём, я же этого делать не стал. Мне было хорошо и так.

Продолжение следует…

Tags: , , , ,

Один коментарий to “Подвалы, полные портвейна…”

  1. Виктор Чаркин

    Чё могу сказать… Ильицкий и Пикассо — неподражаемы!

    #8085

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит