Война и Мир машиностроительного завода

Люди, годы, жизнь, ТехноГрад; Вторник, Август 16, 2011

Кадры кинохроники выхватывают знакомую до боли технику –  БМП, танк… а эта  разбитая машина, похоже, ЗСУ – из тех, что мне приходилось видеть на сборочном конвейере и на параде…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА

Возрождённому в «недра» ОАО «Метровагонмаш Мытищинскому машиностроительному заводу (ММЗ) 12 мая 2011 г.  исполнилось два года.  Предприятие успешно развивается, хотя, если посмотреть на график выпуска продукции, в недалёком прошлом в течение нескольких лет  оно не выпускало ни одной машины для «оборонки».

О том, что происходит на ММЗ сегодня,  мне рассказал генеральный директор предприятия Игорь Шедров.

— Игорь Сергеевич, по словам одного из заводских специалистов, если бы ваша техника была в Ливии, никто бы эту страну бомбить не смог. Насколько это правда?

—  Мы, как известно, делает только нижнюю часть ЗРК – так называемые гусеничные машины. В реальности на сегодняшний день  Ливия не обладает техникой нынешнего поколения. Может быть, поэтому эта страна  легко подвержена бомбардировке натовских самолётов.

Будь там наши современные машины, натовцы не смогли бы делать то, что делают сейчас. Им пришлось бы обратиться к более сложным «средствам доставки», чтобы преодолеть ту систему ПВО, которая создана на базе гусеничного шасси ММЗ.

— В Тулу вы сегодня свои машины не поставляете?
— Сегодня – нет.

— На днях прошла информация, что в Тульском КБ приборостроения создан новый  всепогодный противотанковый ракетный комплекс «Корнет-Д», который  способен сбивать даже самолёты на дальности до 10 км. По логике вещей, эта машина отменяет все предыдущие поколения ЗРК?

— Тула свои машины делает на колёсной базе, что само по себе создаёт проблемы в современной войне. То есть, двигаться такая техника может в основном по шоссе и применяться – для  стационарной объектовой охраны. А наша техника должна идти в боевых колоннах и постоянно прикрывать войска.

— Я пытался взять данные об итогах работы ММЗ за 2010 г. на заводском сайте, но информация  оказалась недоступной. Нужен специальный доступ?

— Не нужен. Сайт находится пока в стадии реформирования. От прежнего сайта-картинки мы решили перейти к интерактивному сайту, чтобы он содержал новости предприятия и сведения о вакансиях.

Любой человек сможет вскоре посмотреть все наши разрешительные документы, отчёты и так далее.

— Поскольку я присутствовал на нескольких мероприятиях с вашим участием на «Метровагонмаше», знаю, что производство на ММЗ растёт. Каковы темпы этого роста?

— Производственный план 2010 г. мы выполнили в полностью. Выполнены и все контрольные задания, в том числе по чистой прибыли.

По сравнению с 2009 г.  объём выпускаемой продукции  на ММЗ увеличился более чем на 35 проц.  А ведь прошлый год – период становления предприятия — был очень сложным. Разделить единое предприятие на два – всё равно, что разделить сиамских близнецов.  Техпроцессы, коммерция, логистика – всё очень тесно связано.  Не разрубить!

Параллельно мы внедряли собственную автоматизированную систему управления предприятием. Она включает в себя все направления деятельности ММЗ. Кадры и технологии, цены и сбыт – всё вошло в АСУП.
Поэтому, на мой взгляд, результаты 2010 года – очень неплохие.

В текущем году мы также продолжаем наращивать объёмы производства. Думаю,  относительно прошло года реализации продукции в 2011-м увеличится не меньше, чем на 20 проц.
Для постсоветского времени мы достигли максимального выпуска продукции.  Ведь  в прошлом её объём был больше за счёт трёхсменной работы.

Будут ещё заказы – выполним и их.

— Но сегодня заказы на перспективу есть? Скажутся ли на них революции, бушующие в странах Востока?

— Да, заказов достаточно. Но ситуация в мире такова, что потери неизбежны. По той же Ливии уже шла проработка договоров, но с учётов ведённого эмбарго все подготовительные работы приостановлены.

В то же время взрывоопасная ситуация на Ближнем Востоке, отрицательно влияя на коммерцию,  понуждает другие страны всерьёз заняться ПВО, чтобы усилить свою безопасность.

Поэтому предложения, пусть в более мелких объёмах — по четыре, по десять машин – периодически поступают.

— А какая партия для вас не мелкая? Штук тридцать*

— Да, тридцать – это хорошая партия.

Фото В. Ильицкого

— И есть такая сегодня?

— На следующий год – есть. И не надо исключать потребностей Минобороны РФ. Имея в виду озвученную госпрограмму закупки вооружений. Если  не со следующего года, то с 2013-го мы ожидаем двукратного увеличения гособоронзаказа.

— Производственная база позволит вам с этим справиться?

—  Вопрос неоднократно обсуждался на всех уровнях и в СМИ. Желательно, чтобы договоры  по гособоронзаказу были многолетние и заключались не в мае-июне-июле, а заранее.

— Разве «верхи» к этому решению ещё не пришло?

— Пришли, но ситуация пока не прояснилась. Если бы мы сегодня знали, что в 2012 году договор будет заключен, подготовка бы уже шла полным ходом. Но если в мае мы вдруг узнаем, что надо сделать машин в два раза больше…
Это же механическое производство, и станок в два раза не ускоришь.

— Кто сегодня по миру собирает для вас заказы? Ульяновск, впускающий готовые ЗРК?

— Продажа оружия строго лицензируется. В основном реализацией военной техники занимается Рособоронэкспорт – именно на нём и лежит основная задача по поиску покупателей с учётом всех имеющихся у нас разновидностей машин. При этом, конечно, он учитывает возможности всех основных комплектаторов.

— Насколько Ульяновск доволен вашей продукцией, и насколько вы довольны своими поставщиками? Многие сборочные заводы, Метровагонмаш не исключение, жалуются на неритмичность поставок, на  низкое качество комплектующих.

— Мы поставляем свои машины не только Ульяновскому механическому заводу, есть и другим, но все наши головные заводы довольны качеством техники, выпускаемой ММЗ.

Собственно увеличение производства машин с нескольких единиц до более полусотни в год, как это не покажется парадоксальным, развивает навыки рабочих и ведёт к повышению качества производимой продукции.

И рекламаций, которые поступают на нашу часть изделия, то есть на гусеничное шасси, на порядок меньше, чем по другим частям изделия.

Проблемы, конечно, есть. Получаем мы, например, литьё с других заводов. Иногда на последней стадии обработки в литье  вскрывается раковина. Приходится списывать деталь в брак, а оплаченные затраты относить на производственные потери.

— То есть в основном плохое качество литься?

— Периодически вопросы качества приходится решать по многим направлениям. Конечно, литьё и прокат – на первом месте, так как сталь применяемых марок требует особых условий, чтобы добиться необходимых потребительских свойств.
По сертификатам – всё соответствует, а на практике от отдельных партий металла приходится отказываться и заказывать их на других заводах.

— Раньше, я помню, силовую установку вы делали сами – с нуля, а теперь, по слухам, устанавливаете чуть ли не импортную…

— Неправда! Силовая установка ЧТЗ – Челябинского тракторного завода – как была, так и будет. Главное требование Минобороны:
вся комплектация нашей техники должна быть российского производства. Это фактор мобилизационной готовности. Из-за импортного комплектатора в «особый период» предприятие может остановиться.

— Американцы по ленд-лизу поставят всё необходимое…

— Ну, пока такая кооперация будет налажена, всё закончится. Боевые действия сегодня более быстротечны, чем в предыдущие года.

— На ММЗ – прочитал я в  некоем специальном журнале — появилась служба аудиторов…

— Речь о том, что на предприятии сертифицирована международная система управления качеством ISO-9000-9001. Для этого пришлось переработать все стандарты, имевшиеся на Метровагонмаше – применительно для ММЗ.

Но было бы неправильно ограничиться наличием одной «бумажки». И мы ввели институт внутренних внештатных аудиторов. Это люди, конструкторы, технологи, которые хорошо разбираются во всех производственных процессах. Они у нас выступают в роли экспертов – в тех вопросах, которые не связаны с их прямыми обязанностями.

С помощью внутреннего аудита мы реально отслеживаем, как работают стандарты. Есть ли необходимость внести изменения, привести их в соответствие с жизнью, с требованиями АСУП.  Иди, например, бывает, что стандарт слишком заумно написан…
Считаю, что от аудиторов польза достаточно большая.

— На фотографиях с недавних событий мы видели большую  группу заводчан, которые как-то все сразу стали заслуженными ветеранами предприятия…

— При выделении ММЗ из состава Метровагонмаша мы по согласованию с профсоюзной организацией сохранили все социальные гарантии, льготы и компенсации. Стаж работы засчитывается суммарно, и если кто-то перейдёт от нас на Метровагонмаш, стаж работы на ММЗ ему также будет засчитан.

На фотографии мы видели именно таких людей – безупречно и без нарушений отработавших по 15 и 20 лет на двух наших предприятиях.

— В каких кадрах сегодня испытываете основную нехватку?

— Проблема не новая: это – станочники.

— А на автоматику нельзя перейти?

— Можно. Но переход должен быть не одномоментным, а сбалансированным, основанным на реальном состоянии заводской экономики. Экономика ухудшиться не должна, а условия труда должны улучшиться.
Такую вот надо найти золотую середину.

У нас имеется инвестиционная программа, процесс обновления оборудования идёт. Где-то через месяц мы установим станок, который заменит нам сразу десять станков, и будет выполнять все их операции. И работать на нём уже будет не токарь, а оператор станка с ЧПУ.

Модернизация производства и наведение порядка в цехах (отопление, освещение вентиляция и т.д.) имеет и ещё одну важную задачу – привлечение молодёжи.

Да, где-то на «Горбушке» молодой человек, не испачкавшись, может «срубить» эти деньги. Зачем ему стоять у станка? Значит, мы должны привлечь его интересным делом и  хорошими условиями труда.

Будем проводить политику более тесного сотрудничества с нашим профессиональным лицеем №2 и Мытищинским машиностроительным колледжем.  Достаточно хорошие контакты налажены у нас с профильными кафедрами  МГТУ им. Баумана.

— Но станок-то, наверно, импортный, не российской комплектации?

— К сожалению, да.

— На Санкт-Петербургском Международной экономическом форуме в июне этого года председатель Совета директоров Трансмашхолдинга Андрей Бокарев заявил о готовности продать военное производство в Мытищах Уралвагонзаводу (УВЗ) или обменять его на государственную долю в Тверском вагоностроительном заводе, которая вроде бы обещана УВЗ.

—  Вопрос требует не только детальной проработки, но и принятия многих нормативных актов на уровне президента России и правительства РФ, а также проведения оценки нескольких предприятий.

Когда французский транспортный холдинг Alstom вошёл в состав инвесторов Трансмашхолдинга, этот вопрос обсуждался.
Время покажет, как будет развиваться ситуация.

Сейчас ММЗ работает эффективно, увеличивая ежегодно объём выпускаемой продукции и прибыль, остающуюся в его распоряжении. Поэтому вопрос передачи предприятия свою остроту потерял. Мы же не две машины, как раньше, выпускаем.

Экономическая ситуация значительно изменилась. Какое решение примет высшее руководство, не знаю, но даже если решение о продаже или передаче будет принято, мы находимся ещё в самом начале  процесса.

Думаю также, что все решения будут приняты в интересах завода и  людей, которые здесь работают. А интерес этот хорошо известен: дальнейший рост производства, увеличение числа рабочих мест и заработной платы.

— У оборонщиков ММЗ, кстати, зарплата выше, чем у вагоностроителей Метровагонмаша?

— Нет. Мы принципиально по сквозным профессиям и специалистам стараемся держать одинаковый уровень зарплаты. Перетекания кадров не хотелось бы, рабочих – в особенности. Ведь и перед Метровагонмаш стоят огромные задачи по обновлению парка Московского метрополитена.

Таких задач по темпам производственного роста, думаю, в советское время не было.

ММЗ тоже в стороне не останется. Сегодня примерно четверть нашей трудоёмкости приходится на производство комплектующих для Метровагонмаш.

— Какое впечатление завод произвёл на президента Росси Дмитрия Медведева? Я вот сейчас шёл сейчас по территории –  вид у неё не слишком презентабельный…

— Президенту завод в принципе понравился. Всем, кто бывает у нас на сборочном производстве, оно должно нравиться. Чистый цех, рабочие делают своё дело с улыбкой, у них есть работа, у них есть зарплата, им есть, с чем вечером прийти в семью.

Строить потёмкинских деревень с нас не требовали, хотя кое-какие организационные меры были предприняты: как беспрепятственно проехать, где встать и так далее.

Что касается ухоженности территории, вы правы, но у нас, по крайней мере, везде чисто, аккуратно. Что-нибудь покрасить к приезду президента – такой задачи никто не ставил.

— Мои вопросы вас не разочаровали?

— Не разочаровали. Я считаю, любой руководитель, цеховой мастер или генеральный директор должен жить не только производственной жизнью предприятия, но и жизнью того города и региона, где находится производство.

Возьмём Мытищи. Изменения очевидны. Десять лет назад – это серый промышленный город без красивых улиц и нарядных площадей. Сейчас это цветущий город.  Соответственно меняется и отношение людей.

К тому же и руководство районной администрации практически каждый месяц встречается с людьми на производстве. И мы тоже знаем, чем администрация сегодня занимается, какие вопросы решает.

По всем своим предыдущим местам жительства в годы армейской службы – а было их не меньше десяти – такого подхода районных властей к нуждам своих жителей, я, честно говоря, нигде не видел.

Tags: , , , , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит