Урбино — город-дворец

Путешествия; Среда, Сентябрь 21, 2011

 

Рафаэль Санти. Фрагмент

Путешествия в страну мировой культуры, античной истории, макарон, вина и оливок обычно настраивают на умиротворенный лад. Объясняю сие обилием солнца, веселостью аборигенов, дыханием истории, красотой природы и творениями рук человеческих. Поэтому, особо не мудрствуя, половину отпуска провалялась на Адриатическом берегу, а половину посвятила культурному просвещению…

Алла УРАЛОВА
Фото Екатерины УРАЛОВОЙ 

Третий после Леонардо да Винчи и Микеланджело гений Высокого Возрождения Рафаэль Санцио родился в Урбино. Мы отдыхали неподалеку и решили поехать на родину Маэстро.

Небольшой даже по меркам малогабаритной Италии Урбино вместе с Пезаро составляет провинцию и входит в область Марке.

Холмы окрестные, окрестные долины...

Уверяют, что название города происходит от латинского «Urbs bina» — «двойной город», так как он расположен на двух холмах. Вследствие такого его возвышенного местонахождения, мы минут сорок забирались по серпантину все выше и выше, пока не оказались на ровной площадке, с одной стороны которой открывался умопомрачительной красоты вид на окрестные холмы и равнины.

Палацо Дукале - грандиозен!

С другой стороны площадка упиралась в мощную скалу, на вершине которой примостился грандиозный Палаццо Дукале – дворец герцогов Монтефельтро. Подняться туда предлагалось на лифте, что мы и сделали за 50 центов. Потом, правда, выяснилось, что до дворца можно дойти и пешком, если упрямо подниматься вверх по довольно крутым улочкам Урбино. Удивительно, как по этой крутизне курсируют городские автобусы. 

Крутые улочки Урбино

Лифт поднял нас на верхнюю площадку перед оч-ч-чень крутой лестницей в Палаццо. Где-то был еще один вход, более пологий, и люди, знающие его, пошли туда. Они так быстро рассосались, пока мы панорамировали лежащий внизу город, что дорогу спросить было не у кого. Пришлось штурмовать вершину.

С трудом взяв препятствие, мы оказались в довольно большом внутреннем дворе рядом с кассой музея. Увы, но герцоги в Палаццо больше не проживают, и правительство Италии учинило в их огромном  дворце картинную галерею.

Герб рода Монтефельтро

Урбино имеет богатую историю, восходящую к античным временам и даже еще к более ранним, но своего могущества город достиг в период правления герцогов Монтефельтро.
Где-то году этак в 1155 году император Барбаросса передал Урбино этому семейству, и вплоть до 1508 года город оставался во владении Монтефельтро.

Городской вид

Разные представители семейства укрепляли и расширяли город-крепость, вследствие чего дворец приобрел гигантские размеры, устрашающий вид и некоторую разнокалиберность фасадов. При этом правители Урбино не забывали наложить свою тяжелую руку на соседние города и к XV веку сумели собрать под неё всю ближнюю и дальнюю окрестность, образовав довольно сильное государство.

Федерико да Монтефельтро

Времена правления Федерико II да Монтефельтро (1444-1482) были золотым временем для Урбино.
Федерико был личностью замечательной. В нём с легкостью уживались воинственность, жестокость, интриганство и склонность к изящным искусствам.

Внебрачный сын, он стал герцогом в результате убийства своего сводного брата Оддантонио. По последним данным Федерико приложил руку и к заговору Пацци против Медичи во Флоренции. В благодарность за это папа Сикст IV сделал его герцогом и главным предводителем Италийской лиги.

Герцогство Урбинское стало играть значительную роль в политической жизни итальянских государств. Благодаря удачным военным кампаниям, денег у Федерико поприбавилось, и он пригласил ко двору лучших литераторов, художников и учёных.

По приказу Федерико Палаццо ещё раз перестроили

Герцог сделал из своей столицы престижный и изысканный центр эпохи Возрождения. По его приказу еще раз перестроили Палаццо Дукале с тем, чтобы его интерьеры соответствовали новой архитектурной моде. Они и соответствуют.
Огромная широкая мраморная лестница ведет на второй этаж с анфиладой парадных покоев. То ли намеренно, то ли по неумению архитекторы не стали размещать двери по одной оси, как во дворцах Петербурга, и охватить глазом всю анфиладу невозможно.

В некоторых местах пол разобран, и сквозь стеклянные окошки видны фрагменты подземных галерей. Архитекторы Монтефельтро строили основательно. 

Палаццо Дукале настолько обширен и грандиозен, что кажется, будто он собрал под своей крышей весь город. Урбино как бы сплотился вокруг дворца.

Когда-то фрески украшали стены покоев

В былые времена Палаццо Дукале был роскошен. Стены покоев украшали радостные фрески. Ныне они фрагментарно сохранились только в одном зале.

Камин... ещё камин...

Поражает обилие каминов, они практически в каждой комнате. Вероятно, в прежние времена климат в Урбино был несравненно холоднее, чем теперь. Мы же просто парились от духоты. Открытые окна с видом на  красные черепичные крыши близ- и нижестоящих строений не спасали положения. Судя по частым круглым переплётам оконных рам и качеству стекла, похожего на волнистые донышки бутылок, они сохранились с герцогских времен.

Герцогский альковИз обстановки Палаццо сохранились несколько сундуков, бюро, да крайне неудобные стулья. Часть парадного зала №3 занимает некое сооружение, типа раскрашенного балагана, именуемое альковом герцога Федерико II.

Это парадное обрамление отсутствующего ныне ложа было устроено к бракосочетанию Федерико с Джентилией Бранкалеоне.

Внутренний дворик разделял покои супругов

Личные покои герцога отделены от покоев герцогини небольшим и довольно запущенным внутренним двором с галереей. Так что для того, чтобы навестить свою дражайшую супругу, герцогу приходилось преодолевать порядочное расстояние.

Деревянная облицовка в кабинете герцога

Особую ценность палаццо составляет кабинет герцога, стены и двери которого покрыты наборными панно из разных пород дерева. В Палаццо собрана довольно большая коллекция картин и скульптур, но все самое ценное еще в XVII веке, когда герцогство Урбинское перешло под юрисдикцию папы Римского, было вывезено в Рим и Флоренцию.

Во всяком случае, парные портреты самого Федерико с характерным профилем и его второй супруги Баттисты Сфорца кисти Пьетро делла Франческо хранятся в галерее Уффици во Флоренции.

Ла Мута Рафаэля

Украшением галереи является портрет молодой дамы Рафаэля, почему–то называемый «Ла Мута» («Немая»). Эксперты не могут сойтись во мнении, кого же художник изобразил: то ли невестку Федерико Елизавету Гонзаго, то ли его дочь Джованну делла Ровере.    

Кафедральный собор

Прямо перед парадными воротами Палаццо Дукале раскинулась пьяцца Дука Федерико (площадь герцога Федерико), на которой возвышается кафедральный собор. Построенный в XVIII веке, в период упадка Урбино, он не представляет собой ничего выдающегося, как снаружи, так и внутри.

Здесь родился Рафаэль!

Пара-тройка поворотов, спусков и подъемов и мы попадаем на виа Раффаэлло. Это – мекка всех туристов, прибывающих в Урбино. На этой улице под №57 числится дом, где родился великий художник «в три часа пополуночи чистой пятницы 1483 года».
Дом далеко не бедный. Отец Рафаэля Джованни Санцио (Санти) был придворным художником герцога Федерико II.

Святой Рокко кисти Дж. Санти

В своих «Жизнеописаниях» Джорджо Вазари охарактеризовал его как «человека доброго нрава и умеющего правильно воспитывать детей», а потому как только сын подрос, отец начал «наставлять его живописи». Так что в скором времени Рафаэль стал его «хорошим помощником и приложил свою руку ко многим произведениям, которые Джованни создал в Урбинском государстве».

Автопортрет Рафаэля. Фрагмент

Рафаэль покинул Урбино в подростковом возрасте и более туда не возвращался, а в доме, где он увидел свет, теперь музей.
Вся подлинная обстановка дома семьи Санцио давно утрачена. Сохранились только характерные для эпохи Возрождения каменные сидения у окон, сложенная из кирпичей колонка, на которой Джованни растирал краски, да колодец. Всё олстальное воссоздано из «подбора».

Здесь Дж. Санти растирал краски

Стараниями сотрудников музея небольшие комнаты дома Рафаэля выглядит довольно уютными. По стенам развешаны копии картин Рафаэля и подлинники его отца. В стеклянной витрине выставлена копия черепа великого художника, чей прах покоится в римском Пантеоне.

Интерьеры дома-музея

Без всякого экскурсовода и смотрителей по дому Рафаэля можно ходить сколь угодно долго, что при запутанности его планировки XV века не мудрено. Лестницы выводят то на второй этаж, то в крошечный внутренний двор, рядом с которым находились кухня и мастерская Джованни Санцио. Во двор заглядывают окна соседних домов. Дом Рафаэля более интересен как хорошо сохранившееся строение XV века, чем как художественный музей.

Вид из дома Рафаэля

Отсюда совсем недалеко до крепостных ворот, за которыми расположилась подпираемая высокими бастионами старая Рыночная площадь, ныне превращенная в стоянку автобусов.

Крепостные ворота Урбино

Туристы приезжают сюда ненадолго: увидеть Палаццо Дукале и дом Рафаэля и снова уехать. А между тем город сохранил почти неизменёнными памятники Средневековья и Возрождения.
Утратив своё политическое влияние, Урбино остался культурным центром, в котором действуют один из старейших в Италии университетов и Академия Рафаэля.

У Рафаэля есть чему поучиться... Фрагмент

Tags: , , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит