МАКС-2011. Полный улёт

Люди, годы, жизнь, ТехноГрад; Пятница, Ноябрь 18, 2011

Простите, Андрей Николаевич…

Август, аэропорт «Раменское». Из разговоров, подслушанных на МАКС-2011:

     — Ну что ты, мама! У нас ведь не выпускаются никакие самолёты, как и автомобили – почти никакие не выпускаются…
     — Летать-то они летают, а воевать-то они сумеют?..
     — Эх! Нафотографировал самолётов на всю оставшуюся жизнь!..

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

С посещением девятого МАКСа двухлетней давности мне повезло больше. Без проблем заказал входной журналистский бэйдж, с которым хоть каждый день можно было посещать Салон. Взял пространное интервью у Героя России лётчика-испытателя Александра Климова, позже в переработанном виде оно вошло в книгу о героях Мытищинской земли. Не спеша и без толчеи обошёл всю экспозицию. Получил подарочный портфельчик с лейблом «МАКС-2009».

В этот раз мне повезло хотя бы в одном. Вынужденный ехать на Салон в дни так называемых массовых посещений, в Жуковский я отправился в пятницу. По  данным различных источников, в этот день МАКС посетили от 100 до 150 тысяч человек.

Час в пути на электричке от Казанского вокзала до ст. Отдых, ещё минут 15 на автобусе, и вот мы уже стоим в очереди на досмотр личных вещей и напитков. Спиртное проносить запрещено!

Если полицейский подозревает алкоголь в вашей бутылочке с водой «Святой источник», он профессионально нюхает содержимое. «Вода? Проходи!»

В очереди публика без дела не томилась. Лётная программа уже была на полном ходу.  Первые, на кого удалось полюбоваться, была четвёрка «Стрижей». Пилотажная группа на истребителях МиГ-29 почти всю программу «откатала» в сомкнутом строю, чётко выдерживая «ромб».

Вероятно, на локаторе такая группа  кажется одним объектом. Но высокое лётное мастерство, похоже, сегодня мало волнует наше Министерство обороны  — в начале июня  пришло сообщение, что группу расформируют.

Следом за «Стрижами»  «взял слово» одинокий Су-35С – машина из поколения 4++ , хотя ряд экспертов считают   её истребителем пятого поколения.  Это, конечно,  надо видеть!  Самолёт зависал в воздухе (скорость 150 км/ч), «вертел носом»  влево-вправо, словно орёл, высматривающий добычу. Уходя штопором вертикально вверх, растворялся в небе.

Фото Сергея Куксина

Две таких машины исполнили воздушный бой  перед Владимиром Путиным. Замечу здесь, что первая серийная машина сошла со стапеля только в мае этого года.

Вслед за «ястребком» в небо поднялся мощный «грузовик» Ми-26ТС, и почти сразу – ударный вертолёт Ка-50 «Чёрная Акула». Судьба последней машины, преподносимой в течение многих лет, как чудо вертолётной техники, оказалась незавидной. Экипаж из одного человека – не вполне боеспособный экипаж – таков вердикт Минобороны. А как же тогда наши «одноместные» истребители? Всего выпущено шесть «Акул», на этом всё…

Наконец  КПП благополучно пройдено – «услуга» всего-то 600 рублей – и лётное поле в полном моём распоряжении. Эх-ма, не тут-то было! Толпы народу не дают нормально фотографировать. Граждане зависают на сетках, установленных вокруг мощной  американской экспозиции из дюжины машин.

Легендарный стратегический  старичок Б-52, впервые прилетевший  к нам с мирными намерениями и ясным намёком «не замай!» на прошлом Салоне, – снова здесь.

С элегантно раскрытым фюзеляжем распластался военно-транспортный самолет С-130J «Геркулес». В проёме столь же элегантно позирует троица пилотов.  Американская эскадрилья способна действовать автономно – у неё свой летающий автозаправщик КС-135.

Но чтобы америкосы не сильно задирали нос рядом, как бы настороже, примостились наши  «Сушки» последних моделей – не беда, что спроектированы они 40 лет назад…

Апач — «убийца танков» Фото с сайта pentagonus.ru

Шагаю дальше, тороплюсь на встречу  с Климовым, мысленно прокручиваю вопросы, главный из которых – о том, кто «победил» на сравнительных испытаниях в Индии – наш «Ночной охотник» или штатовский «Апач». Когда мы обсуждали эту тему, Климов указал главное преимущество «коренного американцы»- участие в боевых действиях.

Вспоминая об этом, вижу, как в небе рисует сердечко, пробитое стрелой проказника-Амура, пилотажная группа «Русь». Эту фишку вяземские лётчики на чешских машинах Л-39 демонстрируют постоянно. Но мне ведь надо торопиться!..

Мимо стоянки деловой авиации пробегаю рысцой, Народу тут не густо, между тем, за бугром это направление авиапроизводства – одно из самых быстрорастущих. Да и гигантские заводские корпуса им без надобности, как и лёгкомоторной авиации. Только тут до меня «доходит», что маленьких частных самолётов, кои во множестве «слетались» на МАКС в предыдущие годы, на этот раз нигде нет. А я ведь не забыл, что Климов обещал меня познакомить с фирмой «Сигма» и даже договориться о показательных полётах.

Климовский «Ночной охотник»

Увы, и самого Александра Михайловича на вертолётной стоянке, до которой я доковылял только к часу дня, уже не было – он работал здесь два предыдущих дня, а в день моего приезда – только до 12.00.
Что ж, пришлось смотреть самостоятельно, что тут и как.

Многоцелевой вертолёт Ми-38, у которого по идее должна была состояться моя встреча с испытавшим его Климовым,  был   представлен в двух вариантах – с российским и американским двигателями.

В начале июля было объявлено об успешных испытаниях модернизированного вертолётного двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1В. Как стендовых, так и лётных – последние проходили на Украине. Ми-8 поднялся на высоту 8100 м за 13 минут, а Ми-24 — на высоту 5000 м за 9 минут, что в два раза превышает нормативную скорость подъема для этих машин.

Фото с сайта aviatika.com

Разработчики движка утверждают, что на сегодня конкурентов у него нет. Одной из важных особенностей двигателя является возможность его работы при температуре «окружающей среды» до +52ºС, тогда как нынешние модели «держат» только +38ºС, что, конечно, недостаточно для боевых действий в жарких пустынях.

Не припомню, прилетали ли на прежние Салоны дирижабли. А в данном случае недалеко от вертолётов припарковался роботизированный дирижабль дискообразной формы со странным названием  «Аэротелемост».
Особого почтения эта «летающая тарелка» у публики не вызвала. Вероятно, разговоры про НЛО  набили всем оскомину.

Другое дело главная премьера МАКСа-2011 — самый большой самолёт в мире A-380.  Он шикарно летал, едва не задевая крыши старых домишек Жуковского.

А рядом с ним — на отгороженной стоянке концерна  Airbus красовался  малютка «КриКри» — двухмоторный самолётик на электрической тяге.

Через широкий проход от них разместился «настоящий фронтовой аэродром» Великой Отечественной войны.  Кроме самолётов, зенитка,  армейский грузовик и лёгкий танк из «Музея техники Вадима Задорожного». В этом музее есть даже моя родная машина Т-62, которой нет в «Музее истории танка Т-34»…

Из едва ли не целой эскадрильи музейных «Ишаков»  некоторые, презрев почтенный возраст и возможные «фронтовые ранения»,  участвовали в  лётной программе.

Один из них в моём присутствии мужики стали вручную выкатывать на лётное поле, на котором тягач куда-то тащил  разрекламированный лайнер международной сборки «Сухой-Суперджет-100»…

Мытищинский район  на МАКС-2011, как во всех предыдущих случаях, представляло недавно акционированное ОАО «Особое конструкторское бюро кабельной  промышленности».

Значительно обновлённый  стенд предприятия  располагался  в экспозиции Концерна «Радиоэлектронные технологии»,  который входит в  состав  Госкорпорации «Ростехнологии».
Кроме того, практически вся отечественная военная авиатехника, «в живую» представленная на МАКСе, оснащена проводами и кабелями  мытищинского производства.

По моим сведениям, ОКБ КП  предпринимает усилия, чтобы войти в перспективные проекты по новым украинским самолётом Ан, в которых достаточно велико участие российских предприятий, и даже  в международный проект среднемагистрального Суперджета.

На предприятии признают, что  бортсеть  мытищинского производства  тяжелее применяемой на «Суперджете» импортной, зато срок её службы значительно выше. К тому же её отличает стопроцентная надёжность…

Последним «экспонатом», который я обошёл кругом в этот день, стал уникальный лайнер Ту-144. Прославленные туполевские «Тузы», однако, способные  и сейчас — не в пример импортным самолётам! — садиться на забытые богом российские аэродромы в глубинке, быстро сходят с исторической сцены.
И, проходя мимо великолепной  стальной «птицы» с грустно опущенным клювом, я шептал вслух: «Простите, Андрей Николаевич, нас, придурков…»

Tags: , , , , ,

2 комментария to “МАКС-2011. Полный улёт”

  1. Виктор Чаркин

    Пост припозднился, зато — с любопытными «заходами». Автору — большой решпект!..

    #16544
  2. глаВВред

    «Мы не успелм оглянуться…» — уже и МАКС-2013 на подлёте!

    #31069

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит