Под чёрным флагом Роскосмоса

Люди, годы, жизнь, ТехноГрад; Четверг, Апрель 12, 2012

В том, что флаг чёрный, я убедился, оказавшись на территории ОАО «НПО Энергомаш» им. Академика В.П. Глушко. На мой удивлённый вопрос попутчики – журналисты центральный и муниципальных СМИ – отреагировали прохладно: космос чёрен, вот и флаг у ведомства такой…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

Предприятие расположено на площади 100 га в подмосковных Химках и включает три основных подразделения: КБ, завод и испытательная база.

Ознакомительное мероприятие в канун Дня космонавтики-2012 было организовано по инициативе Химкинского Информагентства Московской области при поддержке Союза журналистов Подмосковья.

Привычное к посещению высоких гостей НПО – здесь бывали Борис Ельцин и Владимир Путин – обладает значительными презентационными возможностями.

Познакомил нас с ними начальник отдела технической информации Владимир Судаков, встретивший журналистскую братию в демонстрационном зале — этакий складской комплекс, плотно уставленный образцами продукции и увешанный фотографиями наиболее отличившихся двигателестроителей.

Этот зал сам по себе уникален. В своё время он был секретным подразделением предприятия, пускали сюда далеко не всех сотрудников Энергомаша, а о журналистах речь не шла вообще.

Зато сейчас ходи, фотогравируй, снимай видео, спрашивай о сокровенном – никто тебя за руку не хватает.  Школьников и студентов приводят сюда на экскурсию.
Сперва служба безопасности не пускала нас на балкон. Потом махнули рукой – нехай лезут!..

Судаков продемонстрировал нам первый жидкостной ракетный двигатель (ЖРД), сконструированный будущим инженером сталинской «шарашки», а затем академиком и дважды Героем Социалистического труда Валентином Глушко в 30-е годы прошлого века.  Размер первенца — с ладошку.

Затем двигатели начинают стремительно – они ведь ракетные! —  видоизменяться и расти в размерах, вплоть до новейших.  Вот уникальный многотопливный РД-701, в котором используется дожигание исходящих газов. и в результате вывозимый им в космос  полезный вес можно увеличить.

Вот самый мощный кислородно-керосиновыый ЖРД в мире – РД-171. Применяемый на первой ступени РН «Зенит», он развивает тягу 806 т.

Все они явились детьми немецкой ракеты ФАУ-2 Вернера фон Брауна. Как известно, наши американские друзья получили в качестве трофея не только самого конструктора, но также целиком собранные ракеты и техническую документацию.

Советским спецам во главе с едва не погибшим в лагерях  Сергеем Королёвым пришлось собирать информацию о ракете по разрозненным фрагментам.  А в результате первый спутник русские запустили на 4 месяца раньше американцев.

Вот он, скопированный и изготовленный движок ФАУ-2, получивший  у нас наименование РД-100. «Пьяный двигатель» — так прозвали его заводчане, поскольку машина заправлялась 70-процеенным «раствором» спирта.
Испытателям такое топливо очень нравилось. А я сразу понял, почему некоторые ракеты фрицев не долетали до Лондона…

Самый большой портрет в демонстрационном зале, а не заурядная фотография из личного дела, что естественно, —  Валентина Петровича Глушко. На бывший авиазавод в Химках он пришёл Главным конструктором в июле 1946-го, а уже в декабре 1948-го состоялся первый успешный пуск советской ракеты Р-1 с двигателем РД-100.

К сегодняшнему дню Энергомаш изготовил более 11 тысяч ЖРД – ни одна компания в мире таких производственных высот не достигала.

Главное, что удалось сделать Валентину Глушко, воплощено не только в заводских стенах и  в металле номерных «изделий».  Он создал научно-производственную  школу, позволившую нашей стране – с более низкого старта, в сравнении с США, — первой выйти в космос, обеспечить ракетно-ядерный паритет с НАТО и конкурировать сегодня на мировом рынке коммерческого ракетостроения.

Фото с сайта г. Химки

Предприятие «не афиширует» имя нынешнего Главного конструктора, хотя на сайтах Роскосмоса и городского  округа Химки этот «секрет» мгновенно теряет свою секретность.  Владимир Чванов является прямым продолжателем дела Валентина Глушко и, по нашим сведениям, создал на предприятии сильное подразделение молодых перспективных конструкторов.

В 1933-м Глушко  сконструировал  ракету, украшающую вход в здание, где находится  Конструкторский класс. Слово «коасс» можно понимать и как характеристику выходящих отсюда специалистов…

Вести разработки двигателей в 3D-графике здесь учится не только студенты-практиканты МАИ, но и конструкторы  Энергомашевского КБ.

Люди сидят за «голыми» компьютерами – ни листка бумаги перед ними, ни завалящего карандашика в руках Может быть, позируют?..

По словам исполнительного директора ОАО «НПО Энегомаш» Владимира Солнцева – он пришёл на предприятие два года назад, — современные технологии конструирования уменьшают время разработок, удешевляя тем самым стоимость продукции. Программа к тому же «отлавливает» конструкторские ошибки, снижаю риск воздействия «человеческого фактора».

Солнцев, встретившийся с журналистами сразу после производственного совещания, продемонстрировал явное желанием раскрыть перед пишущей и снимающей братией полную картину того, что происходит сегодня в сфере разработки ЖРД, какое место занимает Энергомаш на мировом рынке коммерческих пусков.

Он напомнил, что созданный в конце 90-х годов РД-180 был сертифицирован в США и уже более десяти  лет «поднимает» в космос американские «Атласы».

К сегодняшнему дню предприятие отправило за океан более 50 движков. А успешных пусков было проведено уже 35. Сейчас  двигатель модернизируется под новую штатовскую ракету.

Штатовцы, подозреваю я, в этом случае  элементарно купились. Подписываясь под обещанием заказать сотню наших ЖРД независимо от результатов  итогового конкурса, они думали: СССР развалился, у русских кризис, испытаний их новых двигатель не выдержит и сертификацию в США не пройдёт.

Увы и ах! Двигатель получился что надо, а в разработке новой камеры сгорания, по мнению самих американцев, оставил их позади лет этак на 10-15. Не во всём, выходит, мы отстаём…

Именно этот двигатель был также модернизирован (РД-191) под новую российскую ракету проекта «Ангара» — её первый пуск  должен состояться в следующем году.

На самом деле все эти модернизации фактически означают создание нового изделия. Но сегодня, утверждает Солнцев, стоит задача унифицировать узлы двигателя и собирать необходимый из готовых «кубиков».

Серьёзной задачей, которую попытались решить в проекте «Союз-Буран» является  многоразовое использование двигателей. Расчёты показывают: он может выдержать 25 пусков!..

«Нет двигателя — и любая самая совершенная конструкция ракеты со всей её начинкой мертва».  Этой  фразой академика Валентина Глушко открывается сайт ОАО «НПО Энергомаш».
Двигатели у нас – были, есть и будут.

С момента создания предприятия, здесь разработаны более 50 моделей. Ряд разработок «давно минувших лет», сказал мне Судаков, настолько уникальны и перспективны, что при определённых условиях могут быть востребованы и в будущем.

Журналистам в натуре показали практически все разработки.  Непосредственно в цехе окончательной сборки  мы увидели, как собирается очередной РД-180.

Увидел я тех самых дедов, которые засветились на ТВ при отправке последней партии двигателей в Америку.
Два самых старых, возможно,  делавших ту же работу для Юрия Гагарина, работают по верхней трети конструкции. Чтобы, значит, спину не ломать. Ещё один, этот помоложе, — крутит гайки в средней трети. И, наконец, четвёртый из сборщиков – совсем молодой — работает в самом низу, едва не ползая под ногами  у бригады.
Всё – логично!

Открыли для нас и отсек с испытательным стендом, где к испытаниям «на шум» специалисты готовили уже собранный движок.

Стенд огневых испытаний предприятия, рассказывал Судаков, мог бы, вероятно, оглушить весь город рёвом  новых двигателей, но всё, что  может увидеть, проходя мимо, сторонний наблюдатель, — это небольшой выхлоп белого дыма. Ни зверского реактивного рёва, ни тем более огня. Посещающие Энергомаш американские спецы не верят ни глазам своим ни ушам…

В США у Энергомаша открыто дочернее маркетинговое предприятие, его задача – отслеживать ситуацию в космическом ракетостроении. У американцев, как известно, по поводу освоения космоса, немало перспективных планов.

Столь же амбициозные планы должны быть и у России, считает Солнцев. «Мы всегда в поиске новых идей, — говорит он, — пусть даже фантастических. В ходе обсуждения на заседаниях научного совета из такой идеи может появиться рациональное зерно».

По его мнению, Россия обречена работать рука об руку со всеми космическими державами. Только в этом случае можно всерьёз рассматривать программы создания лунной базы и иные, более сложные проекты.

Но вот НАСА отказалось заниматься подготовкой экспедиции на МАРС вместе с Европейским аэрокосмическим агентством. Обидевшись, европейцы на днях заявились в Роскосмос и под его чёрным фагом подписали соответствующее соглашение. Хороший знак для 300 тысяч россиян, занятых в космической отрасли!

 

Фото young.rzd.ru

НПО «Энергомаш» — современное высокоинтеллектуальное производство, успешно работающее в условиях международного рынка. В общем объёме выпускаемой продукции госзаказ, утверждает Солнцев, не превышает 15 проц.  Это значит – могём!

Автор и Гагарин

 

Tags: , , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит