Дмитрий Кедрин вернулся на завод

Люди, годы, жизнь, Поэзия; Суббота, Май 5, 2012

 

На стене одного из старейших заводских корпусов ОАО «Метровагонмаш», обращённой к ул. Колонцова, 27 апреля была торжественно открыта мемориальная доска замечательному русскому советскому поэту Дмитрию Кедрину. В этом году ему исполнилось 105 лет, тогда как завод на днях отметит своё 115-летие…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ

Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА

В начале 30-х годов прошлого века Кедрин работал сотрудником заводской многотиражки «Кузница». На доске он обозначен как «корреспондент», хотя эта штатная должность в СМИ появилась позднее.

К этому времени относятся такие знаменитые стихотворения Кедрина, как, например, «Кукла» (именно с него открывались «Избранные произведения» в популярной серии «Библиотека поэта» (1974 г.), «Поединок» и «Двойник.

В церемонии приняли участие дочь поэта Светлана Дмитриевна и внук Дмитрий, а также члены Мытищинского ЛИТО, которое носит имя поэта с 1967 года.

В феврале 2012 г. в Мытищинском Историко-художественном музее состоялись юбилейные «Кедринские чтения», на которых речь также шла о работе поэта в стенах знаменитой «Вагонки».

Наиболее подробно период заводской деятельности Кедрина описан Юрием Петруниным в работе «Замыслы и свершения» (1990 г.).

Готовясь переехать поближе к Москве, он обдумывает темы предстоящих литературных произведений, как например, «Метрополитен и кости бояр, казненных Иваном…». Метро в это время ещё только строится.

Фото В. Ильицкого

Возможно, предполагает Петрунин, в том, что поэта взяли на завод, «сыграла свою роль и давняя учеба в техникуме путей сообщения». И уже в сентябре 1931-го в «Кузница» появляется «статья о создании кружка рабочих авторов технической книги, подписанная «Д. К.». Так новый литсотрудник начал вникать в жизнь и проблемы большого подмосковного завода, положение которого в ту пору определялось малоприятным словом «прорыв» — был под угрозой годовой план…»

Вид завода в 30-х. Архив завода

«Уничтожение текучести рабсилы — залог ликвидации прорыва». Одним из трёх авторов этой статьи был Кедрин. Кроме проблем «текучки» «в статье обстоятельно говорилось о необеспеченности рабочих жильём и спецодеждой, о трудностях с питанием, об обезличке и частой переброске людей с участка на участок…»

И что же? Авторы статьи, вскрывшей истинное положение вещей, были обвинены в… хвостизме. Существовал в то время такой идеологический ругательный термин, изобретённый Лениным.

«В непосредственные обязанности литсотрудника Кедрина, — пишет Петрунин, — входили сбор материалов и подготовка к печати рабкоровских писем. Но вообще-то в редакции с её штатом в два человека приходилось делать всё – отчёты с собраний, очерки, репортажи, фельетоны. Сначала газета выходила один раз в десять дней, потом один раз в пятидневку и, наконец, с мая 1932 года — каждые три дня…»

Трамвайные вагоны на отгрузке. 1932 г. Архив завода.

«В 1932 году. — читаем в книге «Ровесник века», изданной к 100-летию завода, строго определилась  специализация предприятия — выпуск трамвайных вагонов и 19-метровых вагонов для электрофицированных железных дорог. Завод должен был выпускать в год свыше тысячи вагонов, то есть сновился предприятием крупносерийного производства…»

Что касается вагонов метро, то их проектирование и производство началось при Кедрине, но первая товарная партия в 40 шт. была выпущена только в январе 1935-го.

«Ещё до начала работы в заводской газете, — пишет Петрунин, — Кедрин собрал рукопись первого своего сборника стихов «Свидетели», которую отнёс в Государственное издательство художественной литературы (ГИХЛ) поэту Василию Казину….» Она вышла только в 1940-м, но в настолько измененном и урезанном виде, что Кедрин назвал её «ублюдком».

«Уже активно публиковавшийся автор и литконсультант издательства «Молодая гвардия», поэт также «добросовестно работал в многотиражке, учил рабкоров владеть словом и сам подавал им в этом пример. Ему удавалось уже в заголовке материала сказать многое – «В девять дней рабочие вагоносборки прокуривают целый вагон», «Инженер Есученя притерся к стулу»…

Вошла ли производственная тематика в стихи Кедрина?

В стихотворении «Христос и литейщик», — замечает Петрунин, — прямым включением, как бы сказали мы сейчас, показан мытищинский завод:

Тонет в грохоте Швеллерный,

Сборка стрекочет и свищет,

Гидравлический ухает,

Кузня разводит пары.

Это дышит Индустрия,

Это Вагонный в Мытищах,

Напрягаясь, гудит,

Ликвидируя долгий прорыв.

«Основное, что дала Дмитрию Кедрину его работа в большом заводском коллективе, — это возможность личного участия не только в технической реконструкции завода, а в более сложном деле — в воспитании нового человека…» — таков вывод Петрунина.

«Надо много и внимательно наблюдать жизнь», — так сформулировал Кедрин задачу поэта.

Главный редактор прямого «наследника» «Кузницы» — многотиражки ОАО «Метровагонмаш» «Машиностроитель» — Наталья Зубарева вынашивала идею мемориальной доски целых 20 лет. «Наконец всё сошлось», — говорит она. Ей же принадлежит эскиз, реализованный в металле модельщиком цеха №33 Алексеем Коротковым.

Светлана Дмитриевна Кедрина нашла, что профиль отца в принципе похож, если бы не нос… Вообще же «возвращение» Дмитрия Борисовича на завод стало для неё полной неожиданностью и столь же неожиданной радостью. Ведь народу на открытие мемориальной доски собралось немало. И пока поэта помнят и читают его стихи, он – жив.

Tags: , , , , ,

5 комментариев to “Дмитрий Кедрин вернулся на завод”

  1. А слабо привести «Христа и литейщика» полностью? Что же РПЦ это не осуждает, а гоняется за какими-то Пусси Райот? А совковый сатанизм между тем продолжает буйно цвести и пахнуть средь бела дня в 21 веке. Граждане, вы рады ездить в вагонах, сварганенных из переплавленного Христа? Может, тогда и нечего удивляться, что у нас в метро рвутся одни люди, а другие бросаются под рельсы?

    #25025
  2. Христос и литейщик (1932)

    Ходит мастер Грачев
    Между ломом наполненных бочек,
    Закипает вагранка,
    И вязкая шихта густа.
    Растворяются двери,
    И пятеро чернорабочих
    На тяжелой тележке
    В литейку привозят Христа.
    Он лежит, как бревно,
    Перед гулкой сердитой вагранкой,
    Притаившись, молчит,
    Как баран под ножом на торгу.
    На челе его — венчик.
    На впалой груди его — ранка.
    И Грачев молотком
    Ударяет в зеленый чугун:

    «Ты мне адом грозил,
    Жизнь и труд у меня отбирая,
    Ты мне рай обещал
    За терпенье мое на земле,
    Я не верю в тебя.
    Мне не нужно ни ада, ни рая.
    Собирайся, обманщик,
    Ты сам побываешь в котле!
    Хочешь ты или нет,-
    Ты нас выручишь, идол грошовый,
    Ты нам дашь свое тело,-
    Густой и тягучий металл.
    Переплавив тебя,
    Мы в вагонах чугунной дешевой,
    Облегченной деталью
    Заменим цветную деталь».

    Те, с тележкою, ждут.
    И Грачев говорит: «Унесите!»
    Рельсы глухо звенят,
    И вагранка бурлит горячо.
    «Не греши, человек!»-
    Лицемерно взывает спаситель.
    «Я сварю тебя, боже!»-
    Ему отвечает Грачев.
    И чугунного бога
    К вагранке несут приседая,
    И смеясь погружают
    В горячий кисель чугуна.
    Он скрывается весь,
    Лишь рука миродержца худая,
    Сложена для креста,
    Из вагранки вылазит одна.
    Он вздымал эту руку
    С перстом, заостренным и тонким,
    Проповедуя нищим
    Смиренье в печали земной,
    Над беременной бабой,
    Над чахлым цинготным ребенком,
    Над еврейским погромом,
    Над виселицей, над войной.

    Мастер ходит вокруг,
    Подсыпая песок понемногу,
    Мастер пену снимает,
    И рыжая пена редка.
    «Убери твою руку!»-
    Грачев обращается к богу,
    А вагранка бурлит,
    И она исчезает, рука…

    Исчезает навеки!
    С размаху по лживому богу
    Человек тяжело
    Ударяет железным багром,
    Чтоб с Христом заодно
    Навсегда позабыли дорогу
    В нашу чистую землю
    И виселица и погром!

    Тонет в грохоте Швеллерный,
    Сборка стрекочет и свищет,
    Гидравлический ухает,
    Кузня разводит пары.
    Это дышит Индустрия,
    Это Вагонный в Мытищах,
    Напрягаясь, гудит,
    Ликвидируя долгий прорыв.

    Я люблю этот гул,
    Я привык к механическим бурям,
    Я на камень сажусь
    Меж набитых землею опок.
    И подходит Грачев.
    И Грачев предлагает: «Закурим… «
    Что ж, товарищ, закурим,
    Покуда он варится — бог.

    #25027
  3. Виктор Чаркин

    Непонятно, к кому претензии? К поэту, к РПЦ (филиалу КГБ) или к автору поста? Главный герой всегда и везде — это Время, а оно бывает, как сказал поэт. «трудновато для пера»…

    #25050
  4. Hу,я

    Ну да, такое ещё где-то у Трифонова было. Чего это (возмущается один персонаж)мне руку не подают? Мало ли что я в тридцатые делал — так времена такие были! Вот пускай с временами и не здороваются, я-то при чём?..

    #25090
  5. Offering university students to buy essays online we can guarantee that all course essays are written of the best standards.

    #25107

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит