ММЗ будет делать новые машины

Люди, годы, жизнь, ТехноГрад; Понедельник, Июнь 18, 2012

Мытищинский машиностроительный завод, выпускающий гусеничные шасси для зенитно-ракетных комплексов ПВО,   готовится к производству «морально новой машины»…

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора и Вячеслава НЕСТЕРОВА

Генеральный директор ОАО «ММЗ» Игорь ЩЕДРОВ рассказал мне, что под этим подразумевается. «Хотя бы катки останутся прежними?» – спросил я для затравки.

— Катки – останутся… В машине мы собираемся использовать новые технологии обработки деталей, которые позволяют отдельным узлам значительно увеличит ресурс машины в целом. Возьмём такой важный узел, как гидромеханическая трансмиссия. Сегодня наша задача гарантировать её ресурс не менее 6000 км. Мы в свою очередь готовы увеличить этот показатель в полтора раза. Аналогично – по гидрообъёмному механизму поворота.

И.С. Щедров

Но это – одна часть инноваций. Вторая часть касается современного способа управления машиной. В новых машинах будет применяться так называемая бортовая информационная управляющая система (БИУС), она  отражает состояние агрегатов и подсказывает экипажу, что нужно делать в том или ином случае.

Кроме того, лампово-транзисторные блоки  управления агрегатами переводятся на современную электронную базу. Требование Минобороны – комплектующие этих блоков должны быть российского происхождения, в крайнем случае – сертифицированные для применения на нашей военной технике.

Хотя «в железе» мы ещё к этой работе не приступили, как БИУС, так и  блоки  управления агрегатами находятся в стадии разработки или уже разработаны, к примеру, для гидромеханической трансмиссии.

Прежде чем начать выпуск новых машин, следует подготовить производство и выпустить прототип с использованием всех нововведений. Всё новое должно быть испытано в составе изделия,  после чего мы получим разрешение Минобороны поставить машину на производство.

По нашей, довольно специфической технике, конкурс будет объявлен вряд ли, а вот по электронным блокам мы будем его проводить среди поставщиков. На этом рынке есть   конкуренция, и достаточно большая. К тому же требования, предъявляемые к машине, также ужесточаются —  как по климатическим условиям её эксплуатации, так и по работоспособности в условиях применения оружия массового поражения.

«Увеличение ресурса, применение новых технологий ведёт к удорожанию техники, — перевёл я разговор в экономическую плоскость. — Раньше считалось, чем военная техника проще, тем лучше.  Зачем нужен дорогой танк, если он рассчитан на 20 минут боя? Не скажут ли про вашу новую машину, что она дорогая? Объём закупок – упадёт, и завод потеряет в программе и в выручке…»

Щедров мои опасения не разделил.
— Электроники становится много. По примеру бюытовой электроники мы видим, что она год от года дешевеет. Резкого увеличения цены наших машин я не ожидаю. Свою роль сыграет унификация агрегатов, она послужит  снижению стоимости и улучшению качества…

Переходя к теме обеспеченности производства рабочими кадрами и прошедшему недавно конкурсу токарей и фрезеровщиков, Щедров сказал: «Станочники нужны всегда, но сегодня  нужны станочники с головой».

Завод закупает новые станки и обрабатывающие центры — исключительно с ЧПУ и даже не с ЧПУ, а с ЭВМ. Соответственно, не токарей и фрезеровщиков мы приглашаем на работу, а операторов этих станков. Конкурс профессионального мастерства – хорошая возможность выбрать таких рабочих, которые способны управляться с новыми станками.

По традиции подбираем мы перспективные кадры из выпускников  Мытищинского машиностроительного колледжа и Мытищинского гуманитарно-технологического техникума (бывший ГПЛ №2), хотя с подготовкой рабочих специальностей дело там обстоит не очень хорошо да и молодёжь не выражает особого желания  иди на производство.
На мой взгляд, государственная политика в этом вопросе  ещё не отработана…

Коснулись мы в разговоре состояния  ЗРК Бук-2М, участвовавших в  майском параде на Красной площади. В каком виде пришли машины из войсковых частей, вышедшие с завода 3-4 года назад?

— Наши специалисты, руководимые инженером Андреем Викторовичем Скапцовым, там были с задачей помочь экипажам в случае неполадок. Техника пришла из войск  в достаточно хорошем состоянии и эксцессов на параде не было.

При этом, уровень подготовки солдат-срочников  и контрактников оставляет желать лучшего. Если бы наши машины эксплуатировались в полном соответствии с требованиями, никаких отказов не было бы. И в принципе, командиры воинских частей  положительно оценивают их качество.

*  *  *
С вопроса подготовки рабочих мой разговор продолжился в цехе №2 с начальником цеха Михаилом Дмитриевым и начальником участка Сергеем Вилковым.

— С переходом на новые современные станки с программным обеспечением людей будет переучивать – тех, по крайней мере, кто выразит такое желание. Те же, кто не захочет, смогут продолжить работу на универсальных станках – для них поле деятельности  также сохранится.

П. Крестинин на конкурсе

Рискнёт переучиться на  новый станок и лучший по результатам конкурса заводской токарь Павел Крестинин. Он сразу отказался отвечать на вопросы личного характера, но признался – своей привязанностью к станкам обязан матери Людмиле Васильевне. На свой деревообрабатывающий завод она всё время  ему «таскала», и ему там было интересно.

На ММЗ Павел перешёл четыре года назад  из Корпорации «Тактическое ракетное вооружение», где он также токарил. За плечами уже была учёба  в Мытищинском ГПЛ-2 и в Королёвском машиностроительном техникуме.  С оборонного предприятия опять на оборонное? Потому что, отвечает, что в армии послужить не пришлось – забраковали.

— И сейчас иногда бывает очень интересно. Берёшь целикокую болванку и соображаешь, что из неё в конечном счёте получится…

Насколько сложен конкурс профессионального мастерства, Павел  распространяться не стал. В принципе, сказал, ошибки допускаешь только из-за волнения. Но призовые места он занимал неоднократно, ещё работая в Королёве. О том, доволен ли зарплатой, отвечает коротко: на жизнь хватает.

С большим желанием рассказывает, что ездил посмотреть, как «ММЗ лазила по Тверской». Смеётся, но заметно, что с гордостью.

— Павел занимается не только обороной продукцией, но и  гражданской – для Метровагонмаша, — говорит Дмитриев. — Внедрим новое оборудование, будет пересмотрена и зарплата. Естественно, в сторону увеличения. Имеет  завод и другие стимулирующие возможности – правда, исходя из государственных нормативов, не столь существенные, как хотелось бы.

Как Дмитриев, так и Вилков обращают моё внимание: фактически цех, как был когда-то опытным, так и остался.  В основном здесь работают универсальные специалисты, они не  только освоили все металлорежущие станки, но  разбираются в поверхностной обработке деталей и в состоянии изготовить любое подсобное оборудование.

Работа в цехе отнюдь не однообразная и во многом – творческая. Соответствующий подобрался и коллектив, нацеленный на новое. Этому же учится здесь и приходящая молодёжь. А рабочие, однажды почему-то ушедшие, всегда возвращались обратно.

 

Tags: , , ,

Один коментарий to “ММЗ будет делать новые машины”

  1. Виктор Чаркин

    А поразят ли те «новые машин» нашего врага?..

    #25979

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит