Пауль Маар: мудрец из Бамберга

Проза; Понедельник, Сентябрь 17, 2012

 

Высокий, красивый седой человек раздаёт автографы в фойе театра ФЭСТ. Одной изящной линией, не отрывая пера от бумаги рисует на форзаце книги то смешного щенка, то птицу, то весёлое сказочное существо с копной непокорных волос. Рисунок плавно перетекает в не менее изящную подпись — Paul Maar…

Анна ГОРБАЧЁВА
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА

То же имя, только по-русски, украшает обложки книг. Кто он – художник или писатель? И то, и другое, но мировую известность немецкий писатель Пауль Маар приобрёл как сказочник, создатель «нового Карлсона».

На мой взгляд, называть так Субастика, главного героя сказочной эпопеи Маара, не совсем корректно. В сказке немецкого мудреца можно найти аналогии  с Карлсоном, с кэрроловской Алисой и даже с Вини-Пухом.

Но есть как минимум одно существенное отличие: все предшественники Субастика созданы воображением персонажей-детей, а в книжке Маара вымышленный герой является вполне взрослому человеку, мелкому клерку пыльной конторы.

Что хотел этим сказать мудрец из немецкого города Бамберга, каждый волен понимать по-своему, в меру отпущенной ему доли воображения. Пауль Маар обладает редким даром: очень простыми и понятными словами говорить об очень сложных вещах. С ним трудно соскучиться, два часа творческой встречи в театре ФЭСТ пролетели незаметно.

Приезд всемирно знаменитого писателя в Мытищи стал прекрасным подарком к Дню района и ярким событием районного Года культуры.
«Символично, что визит господина Маара состоялся ещё и в год Германии в России, — отметил глава Мытищинского района Виктор Азаров. – У нас хорошие, перспективные партнёрские связи с немецким округом Дюрен, в ближайшее время мы планируем открыть у нас немецкий культурный центр. Спасибо Вам за то, что Вы в своих произведениях создаёте позитивное отношение к миру!»

Инициаторами приезда Пауля Маара в Мытищи стал муниципальный театр ФЭСТ, где недавно был поставлен спектакль по первой части саги о Субастике под названием «Суббота каждый день».

ФЭСТовцы подошли к задаче творчески и основательно: в течение всего лета проводился конкурс детского рисунка по мотивам произведений Маара в интернете и в очной подаче.

В подведении итогов приняли участие сам Пауль Маар и его супруга Нелли Маар, психолог по профессии с которой они живут вместе уже 52 года. Лучшими среди «непрофессионалов» признаны работы Анны Петуховой И Стефании Стрелковой, среди учащихся художественных школ победителями стали Владлена Ледовских, Лариса Москалева и Ярослава Чернова.

 

Рисунок Ани Петуховой

Получив в подарок книги с автографом, юные участники пресс-конференции забросали гостя вопросами. О литературе, о спектакле, который они посмотрели вместе с автором книги, о жизни. Вот что рассказал им Пауль Маар:

Как я стал детским писателем

В юности поступил в Академию художеств и хотел заниматься изобразительным искусством. Потом оказалось, что для меня гораздо важнее писать, но живопись и рисунок я не бросил. До сих пор делаю иллюстрации к своим книгам, есть издания, где я являюсь автором как текстов, так и иллюстраций.

В 21 веке перед человеком открыто гораздо больше возможностей, чем, например, во времена Гёте. Думаю, если бы Гёте жил в наши дни, он бы не только писал, но и снимал  фильмы. Я пишу книжки для детей, иллюстрирую их, написал либретто для двух детских опер и сценарии для нескольких фильмов, существует пять радиопостановок по моим  произведениям.

Только по серии книг про Субастика поставлено более 30 театральных спектаклей! Хочу отметить, что мытищинская постановка, которую я посмотрел сегодня, безусловно входит в пятёрку лучших. Есть даже компьютерная игра, которую я оформил – мне интересно всё, что интересует моих юных читателей.

Почему я пишу именно для детей? Начал я со взрослых книг, но, когда стали подрастать мои дети, появилось желание написать что-то для них. Тогда мне было около 30 лет. И тут выяснилось, что детские книжки у меня получаются лучше всего! С тех пор у меня вышло более 50 книг для детей и молодёжи, это книжки с картинками для совсем маленьких, рассказы и сказки для ребят постарше.

Кто такой Субастик

На этот вопрос трудно ответить однозначно. Я уже написал про него семь книг, и, честно говоря, ещё не всё знаю об этом загадочном персонаже. Могу рассказать о том, как он впервые появился: я был знаком с одним человеком,  который был очень похож на героя моей книги господина Пепперминта.

Когда я решил о нём написать, то придумал сказочного  персонажа — странное существо, которое  появляется исключительно по субботам, умеет сочинять стихи и исполнять желания. История стала популярной у читателей, и в ходе работы над продолжением выяснилось много интересных вещей.

Оказывается, есть не только человеческий, реальный мир, но и мир субастиков. Скорее всего, свой Субастик есть у каждого из нас. Очень интересны работы, которые ребята из Мытищ представили на конкурс: когда я смотрю на рисунки детей, то узнаю о своём герое много нового!

Про мышку

Вы спрашиваете, есть ли у меня домашние животные. Не подумайте, что я не люблю братьев наших меньших, очень люблю! У меня трое детей и трое внуков, и в своё время домашних любимцев доме было очень много. Сейчас, когда дети выросли, мы с женой взяли тайм-аут.

Когда-то у нас жили кролики, хомячки, морские свинки –каждый со своей историей. Расскажу историю мышки. Её подарили в день рождения любимой учительнице дети из класса, где училась моя дочь.

Оказалась, что именинница панически боится мышей: когда я пришёл за дочкой, она была вся бледная и, заикаясь, спросила меня, как ей выйти из этого положения. Пришлось спасать и учительницу, и животное! Клетка с мышкой оказалась у нас дома.

Я обратил внимание на то, что она весьма упитанная, но решил, что это просто из-за хорошего аппетита. Я ошибся… Два дня спустя в клетке сидело уже 13 мышек – мама и 12 крошек, которые свободно пролезали через прутья и скоро разбежались по всему дому. Ловили мы их долго, последнюю пару  обнаружил внутри пианино настройщик.

Самая трудная книга…

Вы спросили, какую книгу мне было писать труднее всего. Я могу точно ответить на этот вопрос: это история о временах моего детства, которое пришлось на послевоенные годы. Называется книжка «Времена колорадских жуков».

Жёлтые колорадские жуки пожирают посевы картофеля, а от урожая картошки тогда зависела жизнь. Часто после уроков учитель просил нас взять с собой пустые консервные банки и мы шли на картофельное поле собирать жуков, чтобы они не съели весь урожай. Так получилось, что жёлтые вредители стали в моём сознании символами того времени.

Очень сложного времени во всех отношениях – надо было справиться не только с голодом и лишениями, но и с тем чувством вины, которое испытывают немцы после Второй мировой войны.

Когда я писал эту книгу, то много работал в архивах с подшивками газет с 1948 по 1950 годы, мне хотелось, чтобы мои воспоминания имели точную привязку к тому, что происходило в те годы в Германии и во всём мире. Вспоминать было тяжело, но я знал, что должен об этом написать.

…и самая любимая

Самая любимая — это роман «Пнин» Владимира Набокова. Я очень много читал в детстве и юности, а вот мой отец был человеком дела и считал чтение пустым занятием. Но потом, когда я получил первую литературную премию, очень гордился моими успехами.

Тем, что я получил много литературных премий, в том числе премии братьев Гримм и Гофмана и даже орден «За заслуги перед ФРГ».

Дежа вю

Я очень рад, что принял ваше приглашение театра ФЭСТ и приехал в Мытищи.  Когда едешь в небольшой город, в театр, о котором ничего не знаешь, трудно предположить, что именно тебя ждёт.

Фото с сайта ФЭСТа: Игорь Кулагин и Сергей Хапров — Тузенпуп и Пеперминт

То, что я увидел на сцене, меня приятно удивило: это очень качественная постановка — тщательно продуманная инсценировка с интересным, изобретательным оформлением, с замечательными актёрскими работами.

В каком-то смысле это было «дежа вю», потому что в пьесе, которую я сам написал по своей книге, тоже присутствовал рассказчик. Он то участвовал в действии, то наблюдал за событиями со стороны. Театр ФЭСТ использовал тот же ход, думаю, это говорит о внимательном и бережном отношении к первоисточнику.

Мальчик или девочка?

В мытищинском спектакле роль Субастика исполняет очаровательная девушка, Екатерина Коровкина. Это можно назвать традиционным решением, в большинстве постановок, которые я видел до этого, главного героя играли именно женщины.

В трёхсерийном немецком фильме Субастика сыграла актриса очень маленького роста, дети даже не верили, что это взрослая тётенька, у которой есть четырёхлетняя дочка.  Впрочем, пол Субастика – это вопрос открытый. По-немецки его зовут «Субастко» — ни мальчик, ни девочка.А вот то, что властную и деспотичную квартирную хозяйку госпожу Брюкман сыграл мужчина, было очень неожиданно и здорово. У Сергея Гришакова образ получился очень органичным и полным обаяния. Хотя персонаж, вроде бы, отрицательный! И это правильно, потому что с отрицательными героями в сказках не всё так просто.

Вы знаете, что «Семь суббот на неделе» — это история с продолжением, в следующей книге свой Субастик появляется…у госпожи Брюкман. Только если у чересчур вежливого и робкого господина Пепперминта, героя первой части, «второе я» получилось бесстрашным и слегка нагловатым, то у грубиянки Брюкман Субастик очень тихий, послушный и ласковый. «Да, мамочка, конечно мамочка…» Буду рад, если на сцене театр ФЭСТ появится спектакль по этой книжке!

Фото Любови Кожевниковой: Маар на сцене ФЭСТа

Пауль и Нелли Маар приехали в Мытищи как почётные гости, а уезжали уже в статусе добрых друзей. Они увёзли с собой в Бамберг фотоотчёт о визите в Мытищи, который волшебным образом возник немедленно после окончания встречи с юными зрителями – как продолжение сказочной темы.

На самом деле в роли волшебника выступил директор ФЭСТа Игорь Соколов, для которого фотокамера является  одним из главных инструментов творческого общения.

Полагаю, господину Маару с его универсальным арсеналом писателя –художника –театрала была близка студийная атмосфера, стихия волшебства и перманентного сюрприза, которую в ФЭСТе умудряются сохранять на третьем десятилетии профессиональной работы.

Без этой трудноуловимой стихии спектакль про Субастика не получился бы таким живым и «уютным». В нём начисто отсутствуют истошное веселье и ложный пафос, которые так часто отравляют детский репертуар даже в приличных театрах.

Заслуживает комплиментов актёрский дуэт Павел Конивец (сказочник) – Сергей Хапров (Пепперминт), обе ипостаси автора сыграны со вкусом и сосуществуют в гармонии. В ходе пресс-конференции Нелли Маар призналась, что из персонажей книги мужа ей более всех напоминает всё-таки господин Пепперминт.
Очевидно, она имела в виду господина  Маара в молодости: полвека жизни с профессиональным психологом сделали своё дело, ежели у него нынче и есть комплексы, он их удачно скрывает!

Ждём от ФЭСТа развития темы и надеемся, что автор приедет на премьеру!

Tags: , , ,

4 комментария to “Пауль Маар: мудрец из Бамберга”

  1. Хорошая статья, постоянно прихожу в восхищение от того как все таки богата «кладовая» природы, а сколько еще неизведанного….!!!

    #28095
  2. глаВВред

    Про «кладовую природы» не понЯл!

    #28096
  3. Спасибо, что сайт развивается. Прочитал инфу, теперь буду ждать новых статей. Ваш подписчик

    #28327
  4. Игорь

    Авторитетно заявляю, что имя актрисы Театра «ФЭСТ», исполняющей роль Субастика, — ЕКАТЕРИНА. Прошу модератора исправить опечатку.

    #29928

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит