Пауль Маар: мудрец из Бамберга
Высокий, красивый седой человек раздаёт автографы в фойе театра ФЭСТ. Одной изящной линией, не отрывая пера от бумаги рисует на форзаце книги то смешного щенка, то птицу, то весёлое сказочное существо с копной непокорных волос. Рисунок плавно перетекает в не менее изящную подпись — Paul Maar…
Анна ГОРБАЧЁВА
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
То же имя, только по-русски, украшает обложки книг. Кто он – художник или писатель? И то, и другое, но мировую известность немецкий писатель Пауль Маар приобрёл как сказочник, создатель «нового Карлсона».
На мой взгляд, называть так Субастика, главного героя сказочной эпопеи Маара, не совсем корректно. В сказке немецкого мудреца можно найти аналогии с Карлсоном, с кэрроловской Алисой и даже с Вини-Пухом.
Но есть как минимум одно существенное отличие: все предшественники Субастика созданы воображением персонажей-детей, а в книжке Маара вымышленный герой является вполне взрослому человеку, мелкому клерку пыльной конторы.
Что хотел этим сказать мудрец из немецкого города Бамберга, каждый волен понимать по-своему, в меру отпущенной ему доли воображения. Пауль Маар обладает редким даром: очень простыми и понятными словами говорить об очень сложных вещах. С ним трудно соскучиться, два часа творческой встречи в театре ФЭСТ пролетели незаметно.
Приезд всемирно знаменитого писателя в Мытищи стал прекрасным подарком к Дню района и ярким событием районного Года культуры.
«Символично, что визит господина Маара состоялся ещё и в год Германии в России, — отметил глава Мытищинского района Виктор Азаров. – У нас хорошие, перспективные партнёрские связи с немецким округом Дюрен, в ближайшее время мы планируем открыть у нас немецкий культурный центр. Спасибо Вам за то, что Вы в своих произведениях создаёте позитивное отношение к миру!»
Инициаторами приезда Пауля Маара в Мытищи стал муниципальный театр ФЭСТ, где недавно был поставлен спектакль по первой части саги о Субастике под названием «Суббота каждый день».
ФЭСТовцы подошли к задаче творчески и основательно: в течение всего лета проводился конкурс детского рисунка по мотивам произведений Маара в интернете и в очной подаче.
В подведении итогов приняли участие сам Пауль Маар и его супруга Нелли Маар, психолог по профессии с которой они живут вместе уже 52 года. Лучшими среди «непрофессионалов» признаны работы Анны Петуховой И Стефании Стрелковой, среди учащихся художественных школ победителями стали Владлена Ледовских, Лариса Москалева и Ярослава Чернова.
Получив в подарок книги с автографом, юные участники пресс-конференции забросали гостя вопросами. О литературе, о спектакле, который они посмотрели вместе с автором книги, о жизни. Вот что рассказал им Пауль Маар:
Как я стал детским писателем
В юности поступил в Академию художеств и хотел заниматься изобразительным искусством. Потом оказалось, что для меня гораздо важнее писать, но живопись и рисунок я не бросил. До сих пор делаю иллюстрации к своим книгам, есть издания, где я являюсь автором как текстов, так и иллюстраций.
В 21 веке перед человеком открыто гораздо больше возможностей, чем, например, во времена Гёте. Думаю, если бы Гёте жил в наши дни, он бы не только писал, но и снимал фильмы. Я пишу книжки для детей, иллюстрирую их, написал либретто для двух детских опер и сценарии для нескольких фильмов, существует пять радиопостановок по моим произведениям.
Только по серии книг про Субастика поставлено более 30 театральных спектаклей! Хочу отметить, что мытищинская постановка, которую я посмотрел сегодня, безусловно входит в пятёрку лучших. Есть даже компьютерная игра, которую я оформил – мне интересно всё, что интересует моих юных читателей.
Почему я пишу именно для детей? Начал я со взрослых книг, но, когда стали подрастать мои дети, появилось желание написать что-то для них. Тогда мне было около 30 лет. И тут выяснилось, что детские книжки у меня получаются лучше всего! С тех пор у меня вышло более 50 книг для детей и молодёжи, это книжки с картинками для совсем маленьких, рассказы и сказки для ребят постарше.
Кто такой Субастик
На этот вопрос трудно ответить однозначно. Я уже написал про него семь книг, и, честно говоря, ещё не всё знаю об этом загадочном персонаже. Могу рассказать о том, как он впервые появился: я был знаком с одним человеком, который был очень похож на героя моей книги господина Пепперминта.
Когда я решил о нём написать, то придумал сказочного персонажа — странное существо, которое появляется исключительно по субботам, умеет сочинять стихи и исполнять желания. История стала популярной у читателей, и в ходе работы над продолжением выяснилось много интересных вещей.
Оказывается, есть не только человеческий, реальный мир, но и мир субастиков. Скорее всего, свой Субастик есть у каждого из нас. Очень интересны работы, которые ребята из Мытищ представили на конкурс: когда я смотрю на рисунки детей, то узнаю о своём герое много нового!
Про мышку
Вы спрашиваете, есть ли у меня домашние животные. Не подумайте, что я не люблю братьев наших меньших, очень люблю! У меня трое детей и трое внуков, и в своё время домашних любимцев доме было очень много. Сейчас, когда дети выросли, мы с женой взяли тайм-аут.
Когда-то у нас жили кролики, хомячки, морские свинки –каждый со своей историей. Расскажу историю мышки. Её подарили в день рождения любимой учительнице дети из класса, где училась моя дочь.
Оказалась, что именинница панически боится мышей: когда я пришёл за дочкой, она была вся бледная и, заикаясь, спросила меня, как ей выйти из этого положения. Пришлось спасать и учительницу, и животное! Клетка с мышкой оказалась у нас дома.
Я обратил внимание на то, что она весьма упитанная, но решил, что это просто из-за хорошего аппетита. Я ошибся… Два дня спустя в клетке сидело уже 13 мышек – мама и 12 крошек, которые свободно пролезали через прутья и скоро разбежались по всему дому. Ловили мы их долго, последнюю пару обнаружил внутри пианино настройщик.
Самая трудная книга…
Вы спросили, какую книгу мне было писать труднее всего. Я могу точно ответить на этот вопрос: это история о временах моего детства, которое пришлось на послевоенные годы. Называется книжка «Времена колорадских жуков».
Жёлтые колорадские жуки пожирают посевы картофеля, а от урожая картошки тогда зависела жизнь. Часто после уроков учитель просил нас взять с собой пустые консервные банки и мы шли на картофельное поле собирать жуков, чтобы они не съели весь урожай. Так получилось, что жёлтые вредители стали в моём сознании символами того времени.
Очень сложного времени во всех отношениях – надо было справиться не только с голодом и лишениями, но и с тем чувством вины, которое испытывают немцы после Второй мировой войны.
Когда я писал эту книгу, то много работал в архивах с подшивками газет с 1948 по 1950 годы, мне хотелось, чтобы мои воспоминания имели точную привязку к тому, что происходило в те годы в Германии и во всём мире. Вспоминать было тяжело, но я знал, что должен об этом написать.
…и самая любимая
Самая любимая — это роман «Пнин» Владимира Набокова. Я очень много читал в детстве и юности, а вот мой отец был человеком дела и считал чтение пустым занятием. Но потом, когда я получил первую литературную премию, очень гордился моими успехами.
Тем, что я получил много литературных премий, в том числе премии братьев Гримм и Гофмана и даже орден «За заслуги перед ФРГ».
Дежа вю
Я очень рад, что принял ваше приглашение театра ФЭСТ и приехал в Мытищи. Когда едешь в небольшой город, в театр, о котором ничего не знаешь, трудно предположить, что именно тебя ждёт.
То, что я увидел на сцене, меня приятно удивило: это очень качественная постановка — тщательно продуманная инсценировка с интересным, изобретательным оформлением, с замечательными актёрскими работами.
В каком-то смысле это было «дежа вю», потому что в пьесе, которую я сам написал по своей книге, тоже присутствовал рассказчик. Он то участвовал в действии, то наблюдал за событиями со стороны. Театр ФЭСТ использовал тот же ход, думаю, это говорит о внимательном и бережном отношении к первоисточнику.
Мальчик или девочка?
В мытищинском спектакле роль Субастика исполняет очаровательная девушка, Екатерина Коровкина. Это можно назвать традиционным решением, в большинстве постановок, которые я видел до этого, главного героя играли именно женщины.
В трёхсерийном немецком фильме Субастика сыграла актриса очень маленького роста, дети даже не верили, что это взрослая тётенька, у которой есть четырёхлетняя дочка. Впрочем, пол Субастика – это вопрос открытый. По-немецки его зовут «Субастко» — ни мальчик, ни девочка.А вот то, что властную и деспотичную квартирную хозяйку госпожу Брюкман сыграл мужчина, было очень неожиданно и здорово. У Сергея Гришакова образ получился очень органичным и полным обаяния. Хотя персонаж, вроде бы, отрицательный! И это правильно, потому что с отрицательными героями в сказках не всё так просто.
Вы знаете, что «Семь суббот на неделе» — это история с продолжением, в следующей книге свой Субастик появляется…у госпожи Брюкман. Только если у чересчур вежливого и робкого господина Пепперминта, героя первой части, «второе я» получилось бесстрашным и слегка нагловатым, то у грубиянки Брюкман Субастик очень тихий, послушный и ласковый. «Да, мамочка, конечно мамочка…» Буду рад, если на сцене театр ФЭСТ появится спектакль по этой книжке!
Пауль и Нелли Маар приехали в Мытищи как почётные гости, а уезжали уже в статусе добрых друзей. Они увёзли с собой в Бамберг фотоотчёт о визите в Мытищи, который волшебным образом возник немедленно после окончания встречи с юными зрителями – как продолжение сказочной темы.
На самом деле в роли волшебника выступил директор ФЭСТа Игорь Соколов, для которого фотокамера является одним из главных инструментов творческого общения.
Полагаю, господину Маару с его универсальным арсеналом писателя –художника –театрала была близка студийная атмосфера, стихия волшебства и перманентного сюрприза, которую в ФЭСТе умудряются сохранять на третьем десятилетии профессиональной работы.
Без этой трудноуловимой стихии спектакль про Субастика не получился бы таким живым и «уютным». В нём начисто отсутствуют истошное веселье и ложный пафос, которые так часто отравляют детский репертуар даже в приличных театрах.
Заслуживает комплиментов актёрский дуэт Павел Конивец (сказочник) – Сергей Хапров (Пепперминт), обе ипостаси автора сыграны со вкусом и сосуществуют в гармонии. В ходе пресс-конференции Нелли Маар призналась, что из персонажей книги мужа ей более всех напоминает всё-таки господин Пепперминт.
Очевидно, она имела в виду господина Маара в молодости: полвека жизни с профессиональным психологом сделали своё дело, ежели у него нынче и есть комплексы, он их удачно скрывает!
Ждём от ФЭСТа развития темы и надеемся, что автор приедет на премьеру!
Хорошая статья, постоянно прихожу в восхищение от того как все таки богата «кладовая» природы, а сколько еще неизведанного….!!!
Про «кладовую природы» не понЯл!
Спасибо, что сайт развивается. Прочитал инфу, теперь буду ждать новых статей. Ваш подписчик
Авторитетно заявляю, что имя актрисы Театра «ФЭСТ», исполняющей роль Субастика, — ЕКАТЕРИНА. Прошу модератора исправить опечатку.