Дружное семейство: Полосатик, Русич и Ока
«Обеспечение безопасности подвижного состава Московского метрополитена», — под таким названием в ОАО «Метровагонмаш» по инициативе Департамента транспорта Москвы состоялся пресс-тур, прослышав о котором, я примкнул к журналисткой братии…
Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото Вячеслава НЕСТЕРОВА
Главный конструктор предприятия Алексей Грицаев рассказал о конструктивных особенностях новых метровагонов, включая небезызвестный «полосатик» — модель 81-717, в недавнем времени самая популярная и массовая.
Последняя модернизация 81-717.6 («точка-шесть») улучшила его эксплуатационные характеристики без существенного роста цены. Ведь в отличие от столичного метрополитена, другие метрополитены России не настолько богаты. «Но возить людей им тоже нужно!» — воскликнул Грицаев.
Что касается «Русича», то есть мод. 740, этот поезд не был рассчитан на массовый выпуск, а предназначался для линий лёгкого метро, которую в конечном счёте построили всего одну – Бутовскую.
Усиленный и доработанный «Русич» стал использоваться и на тяжёлых линиях подземки, этих составов много, например, на Кольцевой.
Журналистов, нарядив в каски, привели на главный конвейер 217 цеха. Здесь, собранные их конструкционной нержавейки вагоны, выкатываются из окрасочной камеры. Красят – не абы чем, а лучшей краской для метровагонов в мире от фирмы Дюпон.
Лучшие агрегаты и комплектующие – не прихоть, а необходимость выпускать метровагоны мирового уровня. Такими метровагонами является и «Русич», хотя Москва их уже практически не заказывает, и на сегодняшний день «лидерский» мод. 81-760 «Ока».
Не случайно они собираются в соседних пролётах, первый – для Софийского метрополитена (хотя «курица не птица, Болгария – не заграница»), второй – для Московского, требования которого к безопасности, по словам Грицаева, самые жёсткие в мире.
«Если «Русича» уже покупают за бугром, к «Оке» приглядываются, облизываясь: мощный перспективный вагон. Другое дело, что ему нужна столь же мощная работа – на тяжёлых линиях – от 80 тысяч человек в сутки.
Невозможность найти в России агрегаты, полностью удовлетворяющие завод по качеству, вынудили его «пойти в тот же магазин, в который ходят все мировые производители метровагонов».
Кое-что, если уже понятно, что заказать негде, а покупать – накладно, пришлось разрабатывать самим. Например, асинхронный привод, которых уже выпущено более тысячи штук. Но если заказчик потребует импортный привод – быть посему: покупатель прав потому, что и завтра его ждут в Мытищах с распростёртыми объятиями.
А. Грицаев детально рассказал, из чего складывается безопасность метровагонов, в том числе о недавно внедрённой системе видеонаблюдения, когда диспетчер может увидеть, что происходит в любом вагонов «Оки».
Журналисты досконально изучили технологию изготовления одного из самых нагруженных узлов метровагона: на тяжёлых линиях рама тележки должна без повреждений продержаться 12 лет, а на лёгких — способна и вдвое больше.
Хвалил А. Грицаев и систему пожаротушения «Игла», она выполнит свою миссию даже в том случае, если датчики температуры почему-то не сработают.
В «отстойнике», говоря по заводскому, где метровагоны проходит полную проверку под током, журналистам удалось почувствовать себя в завидной роли машиниста «Оки». И в не столь завидной – человека, покидающего поезд в результате ЧП, если остановка произошла в туннеле.
Предусмотренная в носовой части поезда аварийная дверь отбрасывается вперёд и «лёгким движением» превращается в трап. Спускаться по нему надо быстро, но осторожно.
Как всегда здорово. Владимир Соломонович, вы мастер. Чем порадуете нас в следующий раз?
Мастер-ломастер — изуродовал такой клёвый журнальчик…
Увидел жалобу — не понял, на что.