Вагнер и десять заповедей

Изо/Музо; Среда, Июнь 17, 2015

Tango-01

Режиссер скандального «Тангейзера» Тимофей Кулябин, сообщает «КоммерсантЪ» поставит оперу Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале» в Большом театре. О том, что там у них в Новосибирске произошло, напомнит Владимир ХАБЛОВСКИЙ…

Фото: nsk.kp.ru

Вообще-то их, заповедей, не десять, а как бы не в два раза больше, причём взаимоисключающих, на любой менталитет, чтобы в поведении избежать рутины, добавить вариативность: как ни поступи – всё будет правильно согласно Писанию…

В сомнительных случаях обращаются за подтверждением к высшим силам — дать знак в виде молнии после слов «разрази меня гром»! Жаль, атмосферные разряды в десятки тысяч ампер — явление сезонные, зимой гроза явление редкое.

Вот почему религиозная общественность пребывала в нерешительности целых три месяца, не зная, как ответить на оскорбление, нанесённое в декабре 2014 года коллективом Новосибирского государственного театра оперы и балета постановкой оперы «Тангейзер». По Ветхозаветной схеме – око за око или в истинно христианском духе подставить правую щёку после того, как схлопотали по левой, третьего не дано.

Дилемму должно было решить знамение, но его, несмотря на раннюю весну, не дождались – молнии не подвезли. И на провинившийся театр двинули бульдозерную манифестацию с боксёром-тяжеловесом в качестве стенобитной машины: «Такая трактовка классики недопустима, потому что одной из фигур там выступает прообраз Спасителя Христа. Для кого-то это пророк (для мусульман), для кого-то светоч… Я очень рад, что есть закон, который предполагает за это ответственность!»

По закону наказать не получилось – суд не нашёл в действиях постановщиков состава преступления. Пришлось действовать по понятиям.

Оскорблённые чувства верующих внушают благоговейный трепет. Если бы Кащей Бессмертный также дорожил своим яйцом, жил бы до сих пор, оправдывая своё название. Ну, кто бы мог подумать на Академический театр, на Вагнера, на его в целом благочестивую оперу, что именно в ней отыщется иголка, больно уколовшая деликатные чувства верующих.

В православных колоннах по известной причине не был замечен немецкий композитор, а жаль! Своим молчаливым портретом Вагнер придал бы сугубо религиозной обиде скорбное звучание: «Kulyabin zum Teufel! Kein Jesus in mainer Oper!» (написано с ошибками – от волнения!) – короче, Мездрича к ответу! Чтобы при жизни композитора артист в гриме Спасителя вышел на публику в сцене вакханалии, написанную специально для французской премьеры в 1861 году? Исключено!

А могло ли нечто подобное произойти с Сыном Человеческим в его земной жизни, когда до торжества христианства было далеко, язычество, наоборот, процветало, вакханалии на каждом шагу, заглянуть на оргию, хотя бы из любопытства, а заодно попить, поесть и повеселиться на халяву – легко! И если Христос появился на одной из них (вспомним культовое «Явление Христа народу»), то повёл себя более, чем достойно, более, чем успешно – разрушил венерический притон до основания.

Так что с этой стороны претензий к господину Кулябину никаких. И присутствие в декорациях скандального постера в предложенной трактовке оправдано. Где ж ему быть, сатанинскому образу, как не в обители разврата. И отпадают вопросы типа, почему он находится между каких-то там ног, а не там, где ему положено – на Голгофе.

Tango-02

Но с другой стороны орудие казни, напоминание о котором на заре христианства считалось для христиан оскорбительным, превратилось в религиозный символ, наделённый большим магическим потенциалом, удивляя своими сверхъестественными возможностями видавшего виды Ивана Васильевича Грозного: «Что крест животворящий делает!» При условии правильного с ним обращения: ни в коем случае не ставить вверх ногами – других запретов нет. И, возвращаясь к постеру, расположение креста в означенном месте надо трактовать как победу целомудрия над похотью.

Если зрители, в особенности многочисленные не-зрители, постановку не видевшие, но выступающие по принципу – я свидетель, а что случилось? (шикарная фраза из советского фильма), если все, которые были, таких считанные единицы, и которые рядом не стояли, имя им миллион, не поняли замысла постановщика или поняли превратно и приходится им на пальцах разъяснять задумку, значит, затея не удалась В Новосибирске и в остальной России не удалось поднять серую толпу до сияющих высот большого искусства!

Приятно думать о создателях спектакля хорошо, но по большому счёту не получается – они хотели скандала. А больше и рассчитывать было не на что, учитывая потенциал новосибирской труппы.

Упитанный тенор, который в образе Спасителя, под стать ему пышнотелая Венера (прекрасные рыжие волосы – тренд Позднего Возрождения, Тициан только таких Венер и писал). Допустим оркестр не подкачал, в особенности духовики – Вагнер их боготворил, он для них только и написал полёт Валькирий: па-рам па-ра-па-ра, рам па-ра-па-ра пам! Ну, может быть, ещё хор за сценой, а перед зрителями массовка в майках-алкоголичках, пивные животы и арбузные груди.

Фото ТАСС

Фото ТАСС

Представляете, перед какой стоял дилеммой господин Кулябин, читая оригинальный сценарий. Действующие лица (приводим полностью – это любопытно):

• Герман (Herrman), ландграф Тюрингии (бас)
• Тангейзер, Генрих фон Офтердинген (Tannhäuser, Heinrich von Ofterdingen) (тенор)
• Елизавета (Elisabeth), племянница ландграфа (сопрано)
Рыцари-певцы:
• Вольфрам фон Эшенбах (Wolfram von Eschenbach) (баритон)
• Вальтер фон дер Фогельвейде (Walther von der Vogelweide) (тенор)
• Битерольф (Biterolf) (бас)
• Генрих Шрайбер (Heinrich der Schreiber) (тенор)
• Райнмар фон Цветер (Reinmar von Zweter) (бас)
• Венера (Venus) (меццо-сопрано или сопрано)
• Молодой пастух (сопрано)
• Четыре пажа (сопрано)
• Хор: дворяне, паломники, нимфы.

Паломники ещё, куда ни шло, – смогут изобразить, насмотревшись крестных ходов. Ну, дворяне с небольшой натяжкой с расчётом на то, что в Сибири не перевелись потомки декабристов. Но нимфы, боже сохрани! И остальные ландграфы под большим сомнением.

На память приходит «Эсмеральда» в постановке Театр оперы и балета имени Мусоргского: пир во дворце, обозначенного матерчатыми декорациями, на сцене ряженые в условно средневековых костюмах, выполненных из подручных материалов – парча и шёлк, руками театральных умельцев в ассортименте. Массовка, те самые герцоги и принцы шумно садится за общий, в ширину подмостков стол, уставленный бутафорскими яствами. Музыка хорошая, к Даргомыжскому претензий нет. Когда играют увертюру, из оркестровой ямы прёт энергетика, когда на сцене поют и пируют, процесс обратный.

Идея внедрить в сюжет Христа стала спасительной. Теперь все, от господ артистов до уволенного директора в шоколаде. Давно у нас не было диссидентов – появились! Понятию «диссидент», т.е. не согласный с линией церкви, вернули исконно религиозный смысл. Как говорится: мне отмщение и аз воздам!

Tango-03

От богохульника директора потребовали, цитируем министерство культуры: «убрать скандальный постер, внести определенные изменения в постановку, извиниться перед всеми вольно и невольно оскорбленными, а также разъяснить, в чем смысл постановки, а также замысел Вагнера, который ничего такого не имел в виду».

Последнее требование надо отослать непосредственно Вагнеру: что вы имели в виду. А по остальным пунктам, пожалуйста: всё, что было возможно. Постер убрали, изменения по минимуму, внесли. Но вот с извинениями – извините! Директор стал в позицию: простите, но мне непонятно, каким именно образом я должен извиниться? Снять шапку и бухнуться в ноги: прости, народ православный и ты еврей крещёный Владимир Абрамович, оскорблённый в своих религиозных чувствах едва ли не больше всех остальных.

Мездрич отказался. Так получи фашист гранату! На том месте, где произошёл взрыв, вырастет новый театр – Большой, долженствующий, согласно замыслу нового директора, выйти на самоокупаемость: «Если вы хотите получать большие деньги, то должны научиться их зарабатывать». Все замерли в ожидании чуда!

Tags: , ,

Один коментарий to “Вагнер и десять заповедей”

  1. Виктор Чаркин

    Да вполне нормальные нимфы…

    #74698

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит