По следам пропавших мумий

Люди, годы, жизнь, Путешествия; Пятница, Август 19, 2016

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Египет снова готов раскрыть нам объятья (где-то в октябре, ноябре – самый сезон), чтобы продемонстрировать национальное афро-арабское радушие, которое по скромным прикидкам в два раза дороже российского…

Владимир ХАБЛОВСКИЙ

«И никто не узнает, где гробница моя…»
Хеопс

Достаточно сравнить вроде как бесплатный all inclusive и очень даже не дешёвый non inclusive. Покинул отель — плати чуть ли не на каждом шагу. Наш вам совет — с рук ничего (якобы недорого!), не покупать, особенно сушёных крокодилов, которых всё равно придётся оставить на таможне.

Остерегаться аборигенов, предлагающих покататься на верблюдах. Даже не кататься, а просто посидеть. Сами животные как раз ничего, довольно смирные, но вот насекомые на них, можно подумать, сто лет не кормлены – так и подавай им тела белого европейского.

Если даже у вас и в мыслях нет ничего дурного, на лице написано: увидеть пирамиды и всё! — на вас всё равно будут смотреть, как на Буратино само собой богатенького, несмотря на то, что за египетский фунт просят 9, а то и 10 рублей (следите за курсом!).

Давайте начистоту: вы собирались посмотреть на пирамиды, потрогать неподъёмные камушки, попасть, если повезёт, внутрь загадочного святилища. Тогда вперёд – в автобус с кондиционером. Он кстати прочнее хилых маршруток, в разы: мощная рама, ремни безопасности, шикарный обзор и уже упомянутый кондиционер, если он в рабочем состоянии, что большая редкость.

Коль скоро вы держите курс на достопримечательности, вам предстоит дальняя дорога в Каир в исторический музей. Утренний экспресс умчит вас в египетскую столицу за 80 долларов из Хургады, 75 из Шарм-эль Шейха.

Въезд в Каир через мечеть Мухаммеда Али (кто такой – не в курсе). Это обязательно. Маршрут так проложен, что миновать культовое сооружение не получится. Держите наготове платки и головные уборы – женщинам спрятать волосы, и на галерею – woman only.

Мужчинам тоже не всё так просто – обувь снять (иначе разорвут), а темечко, хотя бы слегка прикрыть. По мечети принято ходить в носках без дырок или, куда ни шло, босиком. Можно фотографироваться не назойливо, пока не начался намаз. Тогда все туристы на выход — от греха подальше.

А вот в Историческом Музее снимать запрещено – аппараты просят сдавать при входе, чтобы потом их не увидеть с вероятностью – фифти-фифти. На выходе будут приставать торговцы папирусами. Доллар штука?! С ума сошли. Третьим пунктом экскурсия на ту самую фабрику папирусов, настоящих, без подделки – в три раза дешевле.

От фабрики до пирамид рукой подать. Город подобрался к допотопному погосту вплотную. Если бы не охранная зона, гигантские сооружения давно бы спрятались в тени небоскрёбов. 147 метров (пирамида Хеопса) – это всего лишь 36 этажей. Но поражает не столько высота, сколько возраст – 4,5 тысячи лет, если полагаться на отца истории Геродота (484 – 426 гг. до нашей эры), который посетил Египет в 425 году до н.э., чтобы найти очевидцев эпохального строительства и узнать подробности.

Перекинуть временной мостик между любознательным греком и почившим в бозе египетским фараоном задача не тривиальная – тому минуло 2000 лет. Но народная память сохранила интересные подробности, словно это происходило вчера, то есть за 2500 лет (приблизительно, округляем в меньшую сторону) до Рождества Христова.

На ударной всеегипетской стройке вахтовым методом (3 и 3 месяца) трудилось 100 тысяч человек, чтобы сдать пирамиду под ключ спустя 30 лет. При том, что Хеопс правил 23 года. Неувязочка получается. Но египтологи пришли на выручку греческому хронисту, дав две датировки правления Хеопса: первый вариант – 2620 — 2580 гг. до н. э. по Шнейдеру, второй — 2579 — 2556 гг. до н. э по Ю. фон Бекерату.

Следует напомнить, что летоисчисление до новой эры идёт по убывающей. Произведя нехитрые арифметические действия, убеждаемся в том, что у Хеопса, правильнее сказать Хуфу («Он хранит меня»), была полная свобода действий – он мог играть со временем по своему усмотрению. Допустим, сказал: пирамиду — в 23 года! Потом видит, что погорячился – не успевает по Ю. фон Бекерату. Не беда – будем строить по Шнейдеру – 40 лет в запасе вместо 23. И снова какие-то недоделки. Ничего страшного – продолжаем по Бекерату и за 63 года (40+23 = 63) уже точно завершим отделку! Чудны дела твои, египтология!

А может быть, Хеопсом овладел азарт: вошёл во вкус – одна пирамида за другой – хорошо идут, как на конвейере. Не уйду, говорит, на покой, пока не обеспечу близких (Хефрена и Микерина) гробницами. Поделился славой с потомками и ушёл в стиле чемпиона – рекорд Хеопса никому не удалось повторить даже в наши дни.

В 1977-м японцы пытались построить малую, до смешного малую пирамиду, что-то 10 метров высотой из блоков весом в тонну, используя методы древних — ничего не получилось. Слава богу, ни один учёный не пострадал: не надорвался и не сделал харакири.

Что породило массу сомнений: а действительно ли это был Хуфу, который творил строительные чудеса: резал гранит на гладкие куски до 80 тонн, возил их издалека на папирусных барках и укладывал ровными рядами снизу доверху с такой непринуждённостью, что у многих, в том числе греков (Геродот первый из них) возникали сомнения.

Если даже сегодня строго вертикальная стена 25 метров уходит на 10 сантиметров, и это считай предел (лучше не можем, да и ни к чему!) у пирамиды к вершине набегает всего 5 миллиметров. Иначе грани не сойдутся, и вместо правильного сооружения получится двуглавый Эльбрус.

Геродот голову сломал над этой загадкой и решил по зрелому размышлению, что египтяне схитрили – они строили пирамиду сверху вниз, тогда всё сходится.

Но есть такие радикалы, которые не верят в само существование Хуфу: пирамида есть, с этим не поспоришь, а фараона-строителя не было, несмотря на табличку перед входом (100 фунтов с человека, льготы не предусмотрены) «Welcome in Khu-Fu pyramid» — веры ей не больше, чем записке «ушла на 5 минут». И нет никакой уверенности в том, что это именно те древние могилки, о которых столько говорено, а вдумчивого туриста должно настораживать то, что мумии фараона на месте нет вот уже несколько тысяч лет, и, похоже, не было никогда.

Но это естественно, если вспомнить, что фараонам по статусу не положено умирать. И эту манеру, не отдавать концы, а переходить на тот свет, переняли у них христиане. У фараонов этот, несмотря на религиозный оптимизм, в общем-то грустный happening сопровождался непродолжительной летаргией на время, когда жрецы занимались мумификацией.

Изъятие внутренностей, проведённое без наркоза, довольно болезненная операция. Но после того, как монарх, освобождённый от царственного бутора, размещался в саркофаге в позе савасана, его оживляли словами: восстань Хуфу, и виждь, и внемли! В ответ покойник произносил культовое: «Ну, поехали!»

Можете смеяться, но после ритуальных слов все фараоны исчезали в неизвестном направлении, предположительно в сторону Ориона. Путь неблизкий – 650 световых лет! – даже при условии, что фараон с божьей помощью (Ра, Осириса, да мало ли их!) наберёт околосветовую скорость.
Жрецы сопровождали полёт песнопениями: «О, царь, стань душою, как живая звезда! Врата земного бога открыты… ты можешь вознестись на небо и воссесть на железном престоле!»

Ох уж этот сериал о «железном престоле» — он и в бронзовом веке даёт себя знать! Посмертные полёты в космос проходили без сбоев (фирма Ра, Осирис веников не вяжет!) за редким исключением.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Единственный, кому не повезло улететь к звёздам, бедняга Тутанхамон. Он так и не смог выбраться из своей не пирамиды – гробницы, погребённой под кучей строительного мусора.

Какими бы ни были измышления на тему пирамид — они то, они сё, и обсерватории, и златохранилища — в качестве усыпальниц они оказались несостоятельны. Исчезновение царственных мумий, причём поголовное, можно было бы как-то объяснить происками вездесущих китайцнв, неутомимых в поисках сырья для своих экзотических лекарств – правильно приготовленные мумии не идут ни в какое сравнение с препаратами женьшеня и медвежьими лапами!

Но Инь, раннее государство на территории Китая, моложе Древнего царства, богатого мумиями в широком ассортименте, на полторы тысячи лет! Так что и не знаешь, на кого грешить.

Внутренние помещения Великой пирамиды обставлены скромно, если не сказать убого. Ничего похожего на домик Чайковского в Клину, где «всё осталось, как при его жизни. Кажется, что Пётр Ильич вышел покурить и вот-вот вернётся!» Мумия уж точно не вернётся, но любопытство берёт верх: отчего же не зайти раз уж мы здесь — когда ещё представится такая возможность! Тогда с вас ещё 100 фунтов, желательно одной бумажкой, чтобы на кассе вас элементарно не кинули. И поспешите, чтобы попасть в число счастливцев – пирамида рассчитана на 100 посетителей в день.

Экскурсия внутрь пирамиды требует от туриста известных кондиций. Великая пирамида от самоделок, разбросанных по планете, стеклянных, деревянных, реже кирпичных, разных размеров – от изрядных (на одного или несколько человек) до незначительных (на домашнее животное величиной с кошку, мышку, или схожий по габаритам фрукт), отличается не в лучшую сторону.

Старость никого не щадит. И Великая пирамида, бог знает, сколько лет стоит, но уже никого не санирует, никому даже по блату не улучшает ауру, не затачивает бритвенные лезвия и не сохраняет продукты, скорей даже наоборот – овощи и фрукты портятся в момент. Движения воздуха нет, жара неимоверная – от 60 до 100 градусов. Молодые здоровые охранники не выдерживают – меняются каждые полчаса. А каково туристам! Если такой режим установился не вчера, а в третьем тысячелетии до нашей эры, понятно, почему фараон срочно покинул усыпальницу – чтобы элементарно не задохнуться.

Вход на высоте 14 метров (четвёртый этаж). Затем по наклонному коридору вниз до нулевой отметки. И снов вверх, минуя горизонтальный лаз на отметке 20 метров, ведущий в камеру Царицы. Это без преувеличения лаз – 1,1 метра на метр. Да ну её, царицу. Надо ещё карабкаться по Восходящему коридору, и далее по Большой галерее, которая заканчивается Прихожей.

Стоп! Здесь надо передохнуть и посветить фонариком на потолок. Там должен быть лаз, через который Говард Вайз, аристократ, отставной офицер проник в помещения над потолком камеры Царя. Он назвал их relax chambers, то есть разгрузочными.

Для кого или для чего – релакс понятие растяжимое. Египтологи сошлись на том, что эти камеры удерживают на себе вес всего сооружения – несколько миллионов тонн! Тем не менее Вайз сознательно применял взрывчатку для расширения лазеек в стенах – слава богу, порох, не динамит. Не без задней мысли британец сокрушал гранитные основы, надеясь превратить сооружение в груду кирпичей. Тогда бы уж точно отыскались и сокровища, и мумии, и всё, что душе угодно.

Усердие отставного майора подогревалось долгом в 10 тысяч фунтов. Он пробил всё тем же минёрским способом ходы в верхние камеры (Relax chamber) и обнаружил на их стенах иероглифы с именем Хуфу. Время пощадило надписи, сделанные красной охрой настолько, что поразило воображение англичан, особенно впечатлительного инженера Джона Перринга, помощника Вайса, но можно сказать, что и соучастника.

Вот его слова: «Состояние надписей таково, что трудно отличить написанное вчера от написанного 3 тысячи лет назад». Они и сегодня выглядят неплохо, и чтобы надписям не стало хуже, египтяне к ним никого и близко не подпускают. Не дай бог, сделают соскрёб и проведут радиоуглеродный анализ. Для египтологии это будет катастрофа. Небрежно выполненные граффити, нарисованные неизвестно кем, с вопиющими, для тех, кто понимает древнеегипетский, ошибками вызывают немало толков. А если и они окажутся фэйком – пирамида осиротеет. Прервётся связь времён, о чём предупреждал Шекспир, тоже, к слову сказать, англичанин.

Бедный Хуфу. Возможно, всё-таки амбициозный фараон каким-то боком причастен к пирамиде, на что прозрачно намекал Самуил Маршак (детский писатель) в сказке «Теремок»: «В чистом поле теремок, теремок. Он не низок, не высок». А дальше самое интересное – по теме: «Шла лягушка из болота, видит заперты ворота».

Хуфу, наверное, долго приглядывался к облюбованной в раздумьях, что бы с ней такое сделать? А не приспособить ли к своим похороны, но посмотрел, в каких условиях придётся лежать его бренной оболочке, и отказался от затеи. Да, как-то неуютно здесь даже с нормальным освещением и кондиционером. И чтобы привести помещение в порядок, довести его до ума одним евроремонтом не отделаешься.

Ну, хватит о грустном – кислород на исходе. Скорее на свежий воздух!

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Экскурсия продолжается – следующий на очереди Сфинкс. Надо успеть до 15.00, иначе не пустят. И всё-таки, одну минуточку – беглый взгляд на пирамиду Хафра (или, как бишь её по-гречески Хефрена). На самой вершине остатки облицовки, благодаря которой пирамиды получили своё название – «пирамида» — огненная вершина или что-то в этом роде.

Известковые плиты, тщательно отполированные, сажались на известковый же раствор, связывали несколько смежных блоков и весили несколько тонн. Плюньте тому в лицо, кто будет вам говорить, что халиф аль Мамун (IX н. э.) отделял эти плиты для постройки мечетей. Они (плиты) держались до прихода капиталистов-девелоперов, а те уж обошлись с ними по-свойски, как это они умеют…

Автобус довозит до огороженной территории – дальше пешком, чтобы ощутить размеры Сфинкса. Длина вместе с лапами 72 метра, высота – 19,8. Голова непропорциональна мала, отчего мифический зверь кажется моложе своих лет – никак не тянет на 12,5 тысячелетий. Да, очень старый. Пирамиды за его спиной чуть ли не в два раза моложе. Но выглядят хуже, потому что Сфинксу сделали пластику, сделав его похожим на фараона Хефрена, хотя точно сказать, как именно выглядел сам Хефрен, не представляется возможным. Судя по выразительным губам, он был афро-американцем. Жаль, нос отбили – тогда можно было бы сказать точнее.

Вопрос, что он здесь делает преображённый человеко-зверь – сторожит покойников? Ответ ищите в сказке Андерсена «Огниво»: там фигурируют чудовищные собаки с глазами размером с тарелку для салата. Учёные постарались заглянуть под Сфинкса, используя неразрушающие методы, и установили аномалии, сиречь помещения, под лапами чудовища – передними и задними.

Тот объём, что сзади напоминает тоннель, направленный в сторону Второй пирамиды. А тот, что спереди, явно не пустой. Напрасно аль Мамун тянул жилы из египетского священника (помните сцену из «Андрея Рублёва»: «Делайте, что хотите, всё равно не скажу!» — «Ещё как скажешь!»). И кто был прав?! Упрямый страдалец? Ой ли! Тогда халиф нашёл вход в пирамиду Хеопса с первого захода – значит, кто-то подсказал.

Отбитый нос давнишняя история, относящаяся к временам, когда из песков торчала одна голова и каждый… прохожий мог покуситься на ни в чём неповинный нос, который ему чем-то не угодил. А вот совсем недавно египтяне навели косметику не с целью подкорректировать внешность, а чтобы удалить следы водной эрозии – явное доказательство того, что Сфинкс не одно столетие мок под проливными дождями, когда Африка целиком была покрыта джунглями, подступая вплотную к городам-миллионникам. И беспечные родители после пикников забывали своих детишек в лесу, которые среди волков и медведей вырастали в маугли, оставив заметный след в археологии под видом кроманьонцев.

Так всё и было, но египтологи, мысля категориями линейной хронологии, игнорируют мировые катаклизмы, способные сметать с шахматной доски цивилизации посерьёзней, нежели наша, которая добралась до ядерной бомбы и зажмурилась – а вдруг рванёт, и тогда опять по новой – пещеры, шкуры, охота на мамонтов, огородили запретную зону, где появление существ разумных, способных подняться до высот рыночной экономики, строжайше запрещено решение академического совета.

И когда их буквально тычут носом артефакты со следами высокотехнологической обработки, которые маститые египтологи, глазом не моргнув относят к эпохам, когда рабовладельческий строй, передовой по понятиям бронзового века, не вполне установился, они с апломбом возражают: ну, хорошо, допустим Хеопс этого сделать не мог, а кто тогда? И крыть нечем. Рассказы об инопланетянах, атлантах, не говоря уже о всемогущих богах языческого пантеона, в расчёт не принимаются.

Но кто мешает на обратной дороге из Каира в Хургаду поразмышлять над извечными египетскими вопросами: кто сделал пирамиды, если не фараоны, и зачем?

Начнём со второго вопроса. Пирамида не напрасно напоминает большую головоломку вроде кубика Рубика. Или шпаргалку, которую можно пронести на ЕГЭ. В её пропорциях заложены ответы на многие вопросы. Например, хотим узнать число «π» — пожалуйста! Делим сторону основания – 230 метров – на высоту – 146 – и умножаем на 2, получаем 3,15! Несколько меньше, чем таблицах Брадиса, потому что высота пирамиды несколько убавилась – сколько лет прошло!

Аналогичных примеров масса! Долгое время оставался загадкой смысл, заложенный в песенку поросёнка Наф-Нафа: «я на свете всех умней – дом построил из камней». Понятно, что из камней, но каких? Пирамида даёт ответ – из больших, из очень больших от 2,5 тонн до 80. Почему, скажите, не удалась пирамида Джосера, что в 15 км от Гизы.

Думаете, она не хотела быть, как все – гладкой и красивой? Издеваетесь! Просто фараон решил сэкономить на материалах. Или ему не под силу было справиться с гигантскими блоками, которые единственно и сообщают пирамидам сверхживучесть и сверхпрочность – ни катаклизмы, ни варвары с кирками и взрывчаткой им нипочём.

Фараону простительно, он в таких вещах не специалист — не царское это дело, а вот славный архитектор Имхотеп, универсальный гений, почти как Леонардо, только Джоконду не написал, руки не доходили, он как покровитель ремёсел и знаток всего, мастер крупноблочной кладки и составления известкового раствора, должен был подсказать властителю: не надо экономить на спичках – себе дороже! Декоративная плитка на глинистом растворе долго не простоит – начнёт сыпаться. А с ней и забутовка к чертям собачим. И останется ступенчатый каркас. В лучшем случае, в худшем – ничего.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сколько таких пирамид по типу Джосера разбросано по пустыне! Поезжайте в Саккару и поглядите – куда ни глянь холмы, холмы, холмы, похожие на барханы.

Кстати в Саккаре можно заглянуть в Серапеум – полуподвальное святилище, где собраны нечеловеческих размеров саркофаги — 21 саркофаг из гранита и базальта массой около 65 т каждый (вместе с крышкой — все 100 т), изготовленные из цельного куска, точнее каменной глыбы.

Размеры гранитных ящиков 3,96 м Х 2,29 м Х 3,35 м! Если это саркофаг, то семейный. Правда, по легенде, принятой среди учёных, они предназначались для священных быков Аписов. Тогда да – похоже. Но как древние ухитрялись с помощью медных топоров, стамесок и зубил вырубать из гранитных валунов гигантские шкатулки – загадка века.

Американский инженер Кристофер Данн обратился в известную фирму с предложением: можете сделать нечто похожее? Пожалуйста, изготовим из пяти частей и склеим на месте, так что никто ничего не заметит. Заметьте, инструменты мастера собирались использовать свои – ультразвуком, с алмазным напылением, а не из Каирского музея. И уж, конечно, предполагали установить современные саркофаги в заранее намеченном месте. И чтобы потом никуда не двигать. Всё-таки 100 тонн (вместе с крышкой) и отполированные стенки – не за что ухватиться. Значит не обошлось без вмешательства высших сил.

Вот вам ответ на первый вопрос – кто строил? На Землю была послана бригада с алмазной циркуляркой и лебёдкой на 200 тонн, чтобы пилить, таскать, укладывать. И, по возможности, воздерживаться от надписей типа «Киса и Ося были здесь», только по-египетски. Пока одни вытёсывали из скалы Сфинкса (примерно 10500 лет до н. э.), другие заготавливали блоки в разных частях Египта, доставляли в Гизу и устанавливали по месту весьма искусно. Примерно в 2500-м году до н. э. оборудование исчерпало ресурс и строителей перебросили на другой объект, возможно даже на другую планету.

Извините, это шутка! На самом деле все работы производились вручную инструментами, выставленными в музеях в разделе каменный век, в крайнем случае, бронзовый. Барки с 200-тонными обелисками тягали по реке на пеньковых канатах. Есть даже картина такая «Бурлаки на Ниле» и песня – «Эй, ухнем». Секреты рукодельного мастерства не утрачены до сих пор и в каменоломнях Асуана служители показывают, как из гранитного массива высекали обелиски весом 200 тонн.

Строительство, и это не голословное утверждение, возглавлял царь Саурид бен Салук, он же Идрис, он же Енох. Не слышали про такого? Как же, как же: Енох родил Мафусаила, Мафусаил родил Ноя. А ещё говорите, что читали Библию. Плохо читали.

За 300 лет до Потопа этот гордый человек, зная, что катаклизм неминуем, велел построить Пирамиды. Вот его слова: «Я, Саурид, царь, построил пирамиды за 6 лет. Тот, кто придёт после меня и скажет, что равен мне, пусть попробует превратить их в развалины за 600 лет, ибо известно, что легче разрушить, чем построить!»

Отголоски этого события находим в сказке про курочку Рябу. Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое. И дальше по тексту: Мамун бил, бил – не разбил, Вайс бил, бил… Ну и т. д.

Tags: , , , , ,

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит