На этом кладбище всегда весна

Люди, годы, жизнь, Проза; Понедельник, Ноябрь 14, 2016

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Сергей Шаргунов. «КАТАЕВ: погоня за вечной весной», «Молодая гвардия», М., 2016 – 704 с. ЖЗЛ

Владимир ИЛЬИЦКИЙ
Фото автора

«С уважением и на добрую память» автор подписал мне книгу 3 июня 2016 года – на Красной площади. Уже не хило. По горячим следам сработать рецензию не удалось, да и вряд ли бы получилось, исходя из массива информации. Среди забот читалось пятое через десятое, но с немалым интересом, ибо герой книги замечателен в высшей степени.

Сегодня «инфоповод» другой – Шаргунов стал депутатом Госдумы от КПРФ. Сразу замечу, что его политическая окраска на книгу никак не повлияла. Да и есть ли она – окраска — у самой партии?

17 сентября в Питере писатель был удостоен очередной литературной премии, точнее историко-литературной «Александр Невский».

В аннотации к этой книге жизнь её героя ошибочно названа «отчасти таинственной». Я бы назвал её насквозь таинственной. И дело не в секретах и недомолвках, а в тайне жизненного и творческого пути, который вёл Валентина Петровича Катаева именно так, а не иначе.

Сергей Шаргунов утверждает, что его герой стал бы успешным писателем при любой власти. Но – власть другая и мы под этой властью – другие. К тому же и сама «творческая личность» может проявлять себя по-разному, и совсем не обязательно ей на склоне лет переходить к мовизму, чтобы разобраться со своими современниками, затратив на это чуть больше 200 книжных страниц «Алмазного венца».

Как я узнал о выходе книги? Шаргунов участвовал в «интеллектуальной передаче» «Игра в бисер» на телеканале «Культура» и там зашла об этом речь. Заглянув в программу книжного феста на Красной площади обнаружил искомое. Программа первого фестивальная дня открывалась презентацией книги, на которую я умудрился успеть.

Я уже рассказывал о том, что разрекламированный фестиваль «Красная площадь» имеет крайне слабое отношение к книге как таковой, а, значит, и к серьёзному (не обязательно серьёзных книг) чтению тож. Это шоу, которое только потому и «должно продолжаться», что некто выбил некие бюджетные деньги, и, следовательно, их следует потратить чётко по назначению.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Крупнейшее издательство «Молодая гвардия» на фесте отсутствовало. «Катаева» на презентации продавал магазин «Библио-Глобус», с 25-процентной скидкой она стоила 1169 рублей. Из трёх десятков зрителей презентации купили её пятеро. Я обратил внимание: книга была «подписана в печать» 19 апреля.

О предках Валентина Катаева, бывших священнослужителях, автор повествует с явным придыханием. «Тренд» теперь такой – о тех, кто в рясе, с придыханием. Для Сергея Александровича это дело ещё и личное, его отец – священник, преподаватель Духовной Академии.

Относительно же Катаева, священники — это также отцовская линия. Материнская – Бачеи – те из казаков Запорожской сечи. Он их всех потом «помянет» в повести «Кладбище в Скулянах», а по следам прадеда даже пройдёт артиллеристом в Первой мировой войне.

Прадед писателя Елисей Бачей при взятии Гамбурга в войне с Наполеоном – нашёл себе жену – дочь местного пастора. Дед Иван – младший сын Елисея – воевал на Кавказе и в Крыму, дослужился до генерал-майора, его мемуары – основная часть повести.

Евгения, одна из девяти (!) дочерей Ивана Елисеевича, талантливая пианистка – стала матерью будущего Героя Соцтруда, выйдя замуж за Петра Катаева, историка и педагога. Умерла Евгения Ивановна рано – в 1903-м…

Валентин Петрович родился с обещавшими счастье «двумя макушками» в тогда ещё российской Одессе 16 января 1897 года. Ещё чуть-чуть и будем отмечать его 120-летие.

К своему «полному собранию сочинений» Валя Катаев приступил в 9 лет. Вот она, повсеместно требуемая ныне «ранняя специализация». В 13 лет его стихи печатаются в «Одесском вестнике» в год смерти Льва Толстого. Не помню, кто заметил: лучшая проза – проза поэтов.

«Несомненно, катаевская проза росла из его поэзии, и хотя потом он её забросил и возвращался к ней редко, неистребимой сутью его прозы сделалась сильнейшая поэтичность», — пишет Шаргунов.

В его неспешное повествование врывается судьба сегодняшней Одессы – трагедия людей, заживо сгоревших в Доме профсоюзов. Когда-то напротив этого места жил герой книги…

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Катаев приобрёл серьёзный фронтовой опыт. Даже более чем. Ставший артиллеристом доброволец, а затем и офицер, видел воодушевление русской армии и затем – тотальное её разложение. Смерть ходила поблизости. Если бы ни врач, вколовший двойную доху камфары, Катаев умер бы от отравления фосгеном под Сморгонью.

В какое-то степени отсюда замеченное Шаргуновым у Катаева «сочетание достоверности и галлюцинации». А ещё Валентин Петрович воевал за белых и за красных, был ранен, переболел тифом, который «косил ряды обеих армий похлеще свинца».

На стр. 148 – та самая мысль автора — про «любую власть».
«Советских писателей можно увидеть через игру «угадайка»: кем бы они стали, если бы не Октябрьская революция. Катаев выделялся среди лавочников и аптекарей, а порой рабочих и крестьян: был бы писателем и наверняка не менее знаменитым (Кстати, как почти все герои его «Алмазного венца»).

«Барство» Катаева, уже ставшего известным писателем, и какое-то время близкого к нему Алексея Толстого, Шаргунов объясняет «внутренней эмиграцией».
«Многое из наступившего времени они принимали вынужденно. Сторонились партийности. Им был важен успех, пусть бы и под речитатив новых лозунгов. Хотелось окружения красивых женщин и антикварных вещей, чтобы, быть может, так чувствовать связь с той, былой, как будто бы отменённой Россией».

Это, конечно, так, но не совсем. Для писателя важно создать атмосферу, стимулирующую творчество. Сегодня, правда, «душа просит» одних стимулов, завтра – совсем других, ибо старые – не греют.

К стимулам относится и блестящее творческое окружение, люди, у которых по выражению Тристана Тцары, мысль рождается на языке.

В главе «Писательский клуб» Шаргунов приводит письмо Михаила Зощенко жене Катаева. «Не собирается ли Катаев поехать в марте на Кавказ? Я собираюсь. Я хочу поехать в Тифлис. И в духане выпить вина. Может быть и духанов больше не будет. А я ещё и не видел, что это такое. Неохота умирать, не повидав всего…» Никому неохота, но – надо. В том числе тем, кто пил вино в духане.

«Счастливое» избежание расстрела в застенках ЧК, дружба и ученичество у Ивана Бунина, Три жены. Вторая мировая война и все-все-все, кто во многом составил славу русской литературы XX века, — тоже являются нам в этой книге, что важно, опирающейся на факты и с энергетически заряженным текстом. Как и её главный герой, читатель невольно оказывается «в центре бури».

Шаргунову удалось передать дух эпохи, когда «движение художника и власти было встречным». Только вот власть большевиков олицетворял бронепоезд, а художник шагал ему навстречу по шпалам. Одни были раздавлены, другие, хотя и не без сломанных костей и судеб, умудрились отскочить. Да и «отскакивали» тоже по воле «кремлёвского горца» и его подручных.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Шаргунов ставит в подбор две важные даты. 27 декабря 1938-го в пересыльном лагере под Владивостоком умер Осип Мандельштам. 5 февраля 1939-го «Литературная газета» вышла с фотографией Катаева на первой полосе, здесь же – Указ от 31 января о награждении советских писателей. Вместе с Катаевым ордена Ленина получили его брат Евгений Петров, Фадеев и Шолохов. Когда компания обмывала ордена в квартире Шкловских, пришла весть о смерти Мандельштама, защитить которого Катаев пытался.

Подручные «эффективного менеджера» выбивали их писателей нужные им показания на товарищей – «антисоветчиков», а то и «фашистов», в кои записали, например, Юрия Олешу. Самого Катаева прочили в шпионы огромной организации, которую по сценарии должен был возглавлять «влюблённый во Францию» Илья Эренбург.

Об этих замыслах властей Шаргунов рассказывает подробно. Не менее подробно – о том, как Катаев нахваливал Отца всех народов – письменно и устно, на писательских собраниях. Конечно, это могло и не прокатить, как и любые увёртливые речи на сходках с идеологическим уклоном.

Валентин Петрович был в дружеских отношениях с Фадеевым. Вероятно, тот его и «отстоял» перед Сталиным, как, между прочим, Берия «отстоял» в 1939-м Эренбурга.

Интересно, что в результате серьёзных споров долго пустовавшая дача Эренбурга в Переделкино была отдана Катаевым. Опять помог Фадеев. За эту дачу, в частности, бился названный Шаргуновым без имени «писатель Первенцев». Упоминаю Аркадия Алексеевича потому, что с ним была знакома моя мама, в её библиотеке было несколько книг с его дарственными надписями…

Первенцев чудом выжил а той самой авиакатастрофе 2 июля 1942 года, в которой погиб Евгений Петров. Естественно, в библиотеке моих родителей имелся и роман Первенцева «Кочубей», экранизированный в 1958-м. Помню, в кинотеатре в Перловке мы, мальчишки, на это кино «прорывались» без билета, а в зале сидели на полу перед первым рядом…

Не без юмора, на мой взгляд, расписана Шаргуновым глава «Случай со Сталиным», когда тот, во время писательского собрания, прохаживаясь с трубкой в руках перед трибуной, на которой стоял Катаев, периодически исчезал за колонной, чтобы неожиданно из-за неё появиться. На этот раз, не стесняясь в выражениях, чехвостили Александра Авдеенко, чьи воспоминания также использовал Шаргунов и чьи книги прочёл Сталин, чтобы, когда понадобится, всласть разобраться с «шахтёром-прозаиком из Донбасса».

Осень 1940-го. Меньше года до начала войны. Напади фрицы, как планировали, в мае – катились бы мы до Урала, а «эффективный менеджер» рецензирует пьесы и фильмы, поучает «своих» писателей, «тычет и бабачит» (Мандельштам).

Почти сразу после войны – во время очередного скандала в Союзе писателей у Катаева вырывается: «Я не хочу быть гимназистом, около которого всё время машут розгой…» «Гимназисту» без малого 50 лет.

В книге проясняется интригующая ситуация с биографическими повестями Катаева в созданном им жанре «мовизм» и с журналом «Юность», фактически породившим новую русскую литературу. Здесь Шаргунов через слова литературного критика Натальи Ивановой противопоставляет Катаева Твардовскому. Александр Трифонович всех этих аксёновых и чухонцевых публиковать бы не стал.

Как это ни странно, книги Валентина Петровича любил главный идеолог КПСС Михаил Суслов! Но и не все главреды толстых литературных журналов шарахнулись от мовизма. Сергей Наровчатов, например, настоял на публикации в «Новом мире» скандальной повести «Алмазный мой венец». Что ж, скандал получился шикарный! Помню, по рукам читателей ходили списки с рассекреченными прозвищами, которые Катаев дал своим современникам. Впрочем, кто такие Командор и Королевич, было понятно сразу.

Шаргунов приводит такой отклик Катаева на все нападки. «Я вам советую посылать ругателям после каждого их выступления роскошные букеты цветов – сказал он Евгению Долматовскому, — Захваленных поэтиков читатели не любят…»

«Система не считала Катаева врагом, но он задевал поздними двусмысленностями, фокусами и вольностями», — пишет Шаргунов. Дело не в вольностях, а в их энергетическом заряде.

В конце книги богатая биография героя сведена к «основным датам жизни и творчества». Встречи с Горьким, Сталиным, Хрущёвым. Первые публикации книг, которые нет-нет да и переиздаются. Странно, если кто-то не читал его самые значительные повести – «Трава забвения», «Алмазный мой венец» и «Уже написан Вертер».

Умер Катаев в День космонавтики в 1986-м, прекрасная книга Шаргунова фактически вышла ровно через тридцать лет. Признаюсь, читал его книгу иногда со скрежетам зубовным, а то и с влажными глазами.

Tags: , , , , , , , ,

Один коментарий to “На этом кладбище всегда весна”

  1. Виктор Чаркин

    Катаев не умер! Или всё-таки…

    #92615

Оставить мнение

Доволен ли ты видимым? Предметы тревожат ли по-прежнему хрусталик? Ведь ты не близорук, и все приметы - не из набора старичков усталых…

Реклама

ОАО Стройперлит